Егэ по географии: к чему готовиться и как сдавать

27 задание

Задание второй части. 2 балла.

Используя данные справочных материалов, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Судана и Марокко. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления.

Алгоритм решения

В этом задании необходимо воспользоваться справочными материалами. Задание решается четко по алгоритму.

Читаем задание и анализируем, что нам необходимо сравнить.

  1. Долю населения, занятого в сельском хозяйстве

  2. Доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Судана и Марокко.

  3. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике

привести вычисления

Решение

1 действие

Чтобы определирть долю населения, занятого в сельском хозяйстве необходимо открыть таблицу ‘Показатели социально-экономического развития некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г.‘, выбрать столбец ‘структура занятости населения‘ и подстолбец ‘сельское хозяйство’

  • Доля населения, занятого в сельском хозяйстве в Судане: 52%

  • Доля населения, занятого в сельском хозяйстве в Марокко: 37%

Доля населения, занятого в сельском хозяйстве в Судане больше, чем в Марокко (52%>37%)

2 действие

Чтобы определирть сельского хозяйства в общем объёме экспорта, необходимо открыть таблицу ‘Показатели социально-экономического развития некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г.‘, выбрать столбец ‘Объем сельскохозяйственного экспорта, млрд долл.‘ и поделить его на столбец ‘Объём экспорта, млрд долл.‘.

  • Доля сельского хозяйства в Судане: 0,4/1,2=0,333 это 33,3%

  • Доля сельского хозяйства в Марокко: 5,5/25,3=0,217 это 21,7%

Доля сельского хозяйства в Судане больше, чем в Марокко в Марокко (33,3%>21,7%)

Ответ: сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике Судана

Критерии выполнения задания:

8 задание

Выберите все верные высказывания и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Уровень экономического развития страны напрямую зависит от её обеспеченности разнообразными природными ресурсами.

  2. Темп роста населения Земли зависит от превышения рождаемости над смертностью.

  3. При добыче открытым способом каменного угля его себестоимость будет тем выше, чем выше его доля на месторождении.

  4. Повышение содержания метана в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта.

  5. Теплые течения способствуют уменьшению количества атмосферных осадков

Решение:

  1. Уровень экономического развития страны напрямую зависит от её обеспеченности разнообразными природными ресурсами. — это неправильно.

Пояснение: так как уровень экономического развития зависит от совокупности различных факторов, одним из них может быть обеспеченность природными ресурсами.

  1. Темп роста населения Земли зависит от превышения рождаемости над смертностью — это правильный ответ.

Пояснение: численность населения на планете изменяется только благодаря тому, что люди рождаются и умирают. Инопланетяне пока не эмигрируют.

  1. При добыче открытым способом каменного угля его себестоимость будет тем выше, чем выше его доля на месторождении -неправильно.

Пояснение: открытый способ добычи дешевле, чем закрытый. Однако он более экологически не безопасный.

  1. Повышение содержания метана в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта. Правильно.

Пояснение: так как метан является парниковым газом. Чем больше метана — тем больше парниковый эффект.

  1. Теплые течения способствуют уменьшению количества атмосферных осадков — неправильно. Пояснение: над теплыми течениями влага испаряется сильнее, из-за этого происходит образование облаков и выпадают осадки.

Ответ: 24

Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по географии

Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по географии

Рекомендации по подготовке от разработчиков ЕГЭ:

Начните с разбора демонстрационного варианта на сайте ФИПИ.
Уделите особое внимание разделу «География России». К нему относится 11 задач.
Помните о том, что немногие вопросы требуют изложения данных из учебника

В большинстве случаев выпускник должен продемонстрировать аналитические способности.
Пользуйтесь картами. Они пригодятся не только для решения первой задачи (найти объект по координатам), но и помогут в решении других.
Составьте индивидуальную таблицу подготовки. Выделите основные темы и отмечайте, что уже пройдено, а что нет, насколько хорошо изучена та или иная тема.

Пример таблицы:

7 задание

Установите соответствие между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Решение:

В наименее развитых странах мира население в основном работает в сельском хозяйстве, в развитых странах — в сфере услуг.

Алгоритм решения:

  1. Определяем уровень развития страны

  2. Устанавливаем соответствие между страной и диаграммой

Дания — развитая страна, большая часть населения занята в сфере услуг.

Афганистан — аграрная страна, большая часть населения занята в сельском хозяйстве

Парагвай — развивающаяся страна. В таких странах может быть довольно развита сфера услуг благодаря туризму, но ее доля меньше, чем в развитых странах.

Правильный ответ: 321

22 задание

Решение:

Теперь в КИМе нет основы профиля, поэтому нужно внимательно посмотреть на высоты по всему профилю, найти максимальное и минимальное значения и самому построить основу так, чтобы все эти высоты влезли.

Дальнейший алгоритм такой же:

  1. Определяем длину профиля

  2. Отмечаем основные высотные точки

  3. Соединяем точки линией в единый профиль

  4. Находим расстояние от начала профиля до родника

  5. Отмечаем знаком Х родник на профиле

Ответ:

Задания 23–25 выполняются с использованием приведённого ниже текста

Первый российский «экотанкер»

Российская компания «Совкомфлот» приняла в эксплуатацию танкер «Проспект Гагарина» – первый в мире танкер ледового класса, специально спроектированный для использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве основного топлива.

Этот танкер относится к танкерам нового поколения, обладающим низким уровнем антропогенного воздействия на окружающую среду. По сравнению с аналогичными судами, работающими на дизельном топливе или на мазуте, танкеры, использующие в качестве топлива СПГ, выбрасывают в атмосферу на 100% меньше оксидов серы, на 76% меньше оксидов азота, повышенные концентрации которых оказывают вредное воздействие на здоровье человека, и на «Проспект Гагарина» был впервые заправлен газомоторным топливом 2 октября в порту Роттердам, а 15 октября судно успешно завершило свою первую погрузку экспортной партии российской нефти в порту Приморск.

Как выполнять простые задания

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область — Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.


Пример задания 20 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших

При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным


Пример задания 21 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.

В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами

Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.


Пример задания 30 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран

Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%

Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.


Пример задания 31 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

3298 : 4 069 018 × 1000 = 0,810514969

или 3298 : 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8

Ответ: 0,8‰

Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.

4 066 972 − 4 071 064 = −4092

Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.

Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:

2) −4092 − 3298 = −7390

Миграционный прирост населения составил −7390 человек.


Пример заданий 33 и 34 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Почему стоит начать со второй части

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

  • в задании 28 школьнику предстоит построить профиль рельефа местности;
  • в 29 — дать развёрнутый комментарий на основе анализа данных;
  • в 30 — сравнить факторы загрязнения атмосферы;
  • в 31 — определить значимость сельского хозяйства;
  • в 32 — выбрать точки на карте или указать время восхода, а для этого лучше повторить материал шестого класса о взаимном положении Солнца и Земли;
  • в 33 и 34 применить формулы расчёта.

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл

Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

Что изменилось в ЕГЭ-2021 по географии?

География не является обязательным предметом для того, чтобы сдавать по нему ЕГЭ. Данный предмет выбирается малым количеством выпускников около 3%. Это составляет 20 тысяч школьников. Данная ситуация возникает потому, что не во всех ВУЗАХ требуется данный предмет. Лишь определённая категория учебных заведений требует, чтобы выпускник сдал ЕГЭ по географии. Однако несмотря на это, некоторые школьники все же сдают ЕГЭ по географии. В этом случае их интересует не только возможное изменение в структуре экзамена, но и то, какое количество баллов можно получить за то или иное задание. Стоит отметить, что в 2021 году в ЕГЭ по географии изменения не произошли. Также нет изменений в структуре заданий. Экзамен по данному предмету можно сдать, как в основной, так и в досрочный период. Если выпускник не смог сдать экзамен по географии, его можно переслать в резервные дни или прийти на сдачу ЕГЭ по географии в следующем году.

28 задание

Задание второй части. 2 балла.

#1 вариант — факторы производства

Компания «Роснефть» с 2012 по 2017 г. в 4 раза увеличила добычу природного газа и в настоящее время готовит проекты по его переработке. В планах компании создание крупного газохимического предприятия в Богучанах (Красноярский край), которое будет производить полимеры: более миллиона тонн полиэтилена и полипропилена в год – продукцию, пользующуюся большим спросом в России и за рубежом. Районный центр Богучаны расположен на пересечении транспортных путей, что способствует размещению здесь предприятия химии полимеров. Укажите ещё два условия, способствующих размещению предприятия этой отрасли в Богучанах.

Решение

Факторы размещения химической промышленности:

  1. наличие сырья или положение на пересечения транспортных путей (для доставки сырья)

  2. необходимость в источниках недорогой электроэнергии

  3. обеспеченность водными ресурсами

Город Богучаны (Красноярский край) расположен на р. Ангара. Значит, город обеспечен дешевой электроэнергией (вблизи расположен Ангаро-Енисейский каскад ГЭС) и обеспечен водными ресурсами.

#2 вариант — цепочка

Учёные проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись в Каире с 622 г. Эти данные были сопоставлены с периодами вулканической активности в древности. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки на Ниле были слабее из-за ослабления в это время ветров, приносящих влагу с океана. Ветры ослабевали из-за меньшего прогрева материка в летнее время. Назовите звенья цепочки связей между увеличением содержания в атмосфере продуктов вулканической деятельности и уменьшением прогрева материка, обозначенные на схеме цифрами 2 и 3.

Решение

Увеличение содержания продуктов вулканической деятельности уменьшит прозрачность атмосферы. (будет много пыли и пепла). Будет меньше прямой радиации, больше рассеянной (отраженной).

Поэтому меньшее количество солнечной радиации будет попадать на Землю и греть её поверхность.

Под цифрой 2: уменьшение прозрачности атмосферы

Под цифрой 3: уменьшение количества солнечной

Ответ:

Какая структура заданий?

Каждый выпускник, который сдаёт ЕГЭ по географии должен заранее ознакомиться со структурой заданий. Ведь, для того, чтобы решить задания из теста ЕГЭ по географии на высокий балл, учащимся 11 класса необходимо не только обладать знаниями по предмету, но и знать, из чего состоит тест.  ЕГЭ по географии включает в себя две части и 34 заданий. Первая часть содержит 27 вопросов. На них необходимо дать краткие ответы, а именно: выбрать число, написать последовательность из чисел или словосочетание. Также выпускник на экзамене по географии может столкнуться с такими вопросами, которые требуется знаний из энциклопедий. К примеру, «Какая гора самая высокая?»). Однако могут встретиться и те вопросы, где необходимо подумать и порассуждать. К таким вопросам относятся задания по экологии, вопросы природопользования и другие отрасли смежных дисциплин.К заданиям на ЕГЭ по географии также можно отнести вопрос, где необходимо выбрать названия городов в порядке увеличения среднесуточных температурных показателей от самых холодных к более теплым. Также на экзамене по географии необходимо знать следующие темы школьной программы:

• источники географических данных;

• природу Земли и человека;

• население Земли;

• вопросы мирового хозяйства;

• географию России;

вопросы природопользования и геоэкологии;

• темы регионов и стран мира.

Вторая часть ЕГЭ по географии имеет 7 заданий. Первое из них требует ответа в виде рисунка. Например, будет необходимо зарисовать профиль местности, анализируя фрагменты топографической карты.

Другие задания подразумевают аргументированный и развернутый текстовый ответ на поставленные вопросы.

Для того, чтобы выполнить задания в КИМах прилагаются справочные материалы. К ним относится политическая карта мира, а также вариант карты федеративного устройства России с субъектами РФ. Данные материалы можно использовать в процессе экзамена для получения различных данных.

Для успешной сдачи экзамена необходимо не только знать теоретические вопросы по географии, но и уметь работать с картами различного типа.

Структура ЕГЭ по географии 2020

Результаты ЕГЭ по географии готовы принять не все вузы. В первую очередь этот экзамен потребуется абитуриентам, которые решили связать свою жизнь со следующими направлениями: 

  • картография;
  • география;
  • туризм;
  • океанология;

Экзамен практически не имеет никаких отличий от других ЕГЭ. На выполнение было предусмотрено 3 часа. Поэтому следует хорошо постараться, чтобы заработать минимум 37 баллов. Всего в этом экзамене было предусмотрено 34 задания, которые разделили на 2 части.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы ЕГЭ по географии онлайн с указанием первичных баллов ниже на инфографике.

Максимальное количество баллов — 47 (100%)

Часть 2

7 заданий -(Развернутый ответ)
14 баллов

В сравнении с 2018 годом структура немного изменилась. На этом экзамене будет оцениваться подготовка по темам, которые присутствовали в школьной программе. Следующие разделы заслуживают отдельного внимания: 

  1. География России. 
  2. Население мира. 
  3. Источники географической информации. 
  4. Мировое хозяйство. 
  5. Регионы и страны мира. 
  6. Природопользование, а также геоэкология. 

Все вопросы, которые присутствуют в экзамене разделены на 2 части:

Часть 1. Сложностей с первой частью возникнуть не должно. В этом разделе находятся задания, где ответ потребуется записывать по-разному. Также здесь присутствуют задания с выбором нескольких ответов и на установление правильной последовательности. 

Часть 2. В этом разделе находятся более сложные задания, на которые необходимо дать развернутый ответ. К самому популярному разделу относят географию России. Практически треть всех вопросов посвящается именно этому разделу. 

Последние 6 заданий оцениваются максимально и помогут заработать практически четверть от возможной экзаменационной оценки. На экзамене разрешают пользоваться политической картой мира. Эти материалы помогут справиться с решением большинства заданий. 

Как готовиться

Сдайте экзамен заранее

В большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10, либо в 11 классе.

Решайте демоварианты в школе

Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке — практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные — обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Пишите пробные ЕГЭ

Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции. Точно знал, что АЭС — основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы. Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.

Штудируйте справочники

Если предмет интересен, то можно даже в «Википедии» изучать особенности зарубежных стран

Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить

Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.

Следите за периодикой

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Занимайтесь с преподавателем

Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов — не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

6 задание

#1 вариант — население России

В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» приоритетными являются опережающее развитие и социальное обустройство регионов с низкой плотностью населения. Какие три из перечисленных регионов России имеют наименьшую среднюю плотность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

  1. Хабаровский край

  2. Пензенская область

  3. Челябинская область

  4. Магаданская область

  5. Ставропольский край

  6. Республика Коми

Решение

Нужно вспомнить понятие основной полосы расселения России. Регионы с наименьшей средней плотностью населения будут находится вне основной полосы расселения.

Ответ: 146

#2 вариант — города-миллионники

Численность населения города является важным фактором, определяющим его экономическое и социальное развитие. Какие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.

  1. Новосибирск

  2. Томск

  3. Петрозаводск

  4. Ставрополь

  5. Уфа

  6. Ростов-на-Дону

Решение

Нужно вспомнить города-миллионники России. Именно города из этого списка будут иметь наибольшую численность населения.

Ответ: 156

Разбор заданий ЕГЭ по географии

Анализ результатов сдачи прошлых лет показывает, что выпускники допускают не только фактические ошибки из-за плохой подготовки, но и обидные ошибки из-за невнимательности. Рассмотрим обе группы подробнее.

Советы и практические примеры

Популярные ошибки по невнимательности и рекомендации во избежание их:

  1. В первой части нужно выбрать показатели с наибольшим или наименьшим значением.
  2. Во 2, 5, 6, 8, 17, 23 задаче нужно распределить объекты от меньшего к большему.
  3. В 21 задаче ответ может быть со знаком «-«. Тогда его и цифру нужно записать в разных клетках бланка ответов.

Внимательно ознакомьтесь с правилами заполнения бланков

Например, важно помнить, что можно изменить ответ, но нельзя зачеркивать его прямо в бланке. Для замены есть специально отведенные клеточки

Разбираем самые трудные задания

Номера задач, в которых часто совершаются ошибки, и рекомендации к ним:

  • 3, 29 и 30 — изучите особенности рационального и нерационального природопользования;
  • 11 — изучите все, что связано с Китаем и Японией, например, многие выпускники не знают, что в Китае заметен отрицательный естественный прирост населения;
  • 13 — изучите центры цветной металлургии и химической промышленности, а также регионы с атомными электростанциями;
  • 14, 16 — изучите состав и границы географических районов РФ, а также учитесь сравнивать относительные статистические показатели.

Описание особенностей подготовки к ЕГЭ по разным разделам

Сложность ЕГЭ в том, что один вопрос может затрагивать сразу несколько разделов. Систематизируйте материал при подготовке: из разных параграфов учебника соберите все, что относится к одной теме. И так сделайте с каждой

О чем еще важно помнить?

Физическая география

Учитесь активно работать с картой, так как вам нужно будет искать на ней объекты, анализировать и высчитывать что-то. Например, вас попросят расположить города в порядке убывания наибольшей температуры самого жаркого месяца.

Топография

В 28 задаче нужно начертить рельеф местности. Часто возникают проблемы с масштабированием: масштаб приложенной карты в два раза мельче, чем тот, который должен быть у вашего рисунка

Кроме этого, важно помнить, что размер клетки бланка меньше 0,5 см, поэтому строить рельеф нужно строго по линейке

Земля как планета

Нужно знать географические особенности объектов, часовые и климатические пояса, строение литосферы и гидросферы Земли.

Социально-экономическая география мира

Для подготовки используйте справочники, пособия, учебники. А также смотрите научные фильмы, видеолекции и посещайте вебинары

Важно быть в курсе последних событий, изменений в социально-экономической географии всех стран мира

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector