Как эффективно повышать квалификацию коллектива?

Положение о повышении квалификации работников

Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

  • Название документа и его регистрационные данные.
  • Основные задачи и цели данного документа.
  • Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
  • Место проведения повышения квалификации.
  • Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
  • Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
  • Общий порядок проведения обучения.
  • Механизмы контроля и установления результатов.
  • Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.

Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.

Отработка за учёбу

Обучение сотрудника за счёт предприятия является инвестиционным вложением работодателя, так как он планирует получить хорошего специалиста, который будет выполнять должностные обязанности на более высоком уровне. Но некоторые работники, пройдя курсы повышения квалификации или получив специальное образование, решают уволиться из организации. В этом случае наниматель теряет не только работника, но и вложенные в его обучение денежные средства. Обязать специалиста отработать понесённые предприятием расходы на основании распоряжения о направлении его на учёбу нельзя. Кроме того, в соответствии со статьями 196 и 199 ТК РФ работодатель обязан перечислить условия, на которых будет учиться сотрудник, в одном из следующих документов:

  • договоре об обучении;
  • коллективном договоре;
  • дополнительном соглашении.

Чтобы не допустить необоснованной траты материальных средств в документе, закрепляющем обязанности сторон в вопросе учёбы должностного лица, работодатель имеет право установить период отработки за обучение или сумму компенсации при увольнении сотрудника до окончания этого срока. Также в нём должна быть указана следующая информация:

  • специальность или направление учёбы;
  • срок обучения;
  • стоимость услуги учреждения образования;
  • обязанность сотрудника отработать на предприятии определённый период;
  • компенсация расходов нанимателя при увольнении работника по причине, не считающейся уважительной.

Обычно при его определении учитываются такие основания, как:

  • стоимость обучения;
  • актуальность и польза получаемых знаний для производственного процесса;
  • длительность периода учёбы.

Все сроки следует зафиксировать в соглашении, заключаемом между сторонами. Эта мера позволит разрешить трудовой спор о продолжительности времени отработки.

Разновидности повышения квалификации

Курсы могут быть:

  • краткосрочными — самые распространенные, именно их планово проходят все педагогические работники;
  • длительными — нередко это получение второго высшего образования;
  • тематическими — в случае внедрения новых методик и техник преподавания.

Самыми популярными для преподавателей стали курсы психологии и современных технологий.

Повышение квалификации — это право и обязанность, которую закон возложил на работодателя и самого работника. Владея современными методиками, можно не просто стать лучше, а превратиться в истинного педагога, которого вспомнят добрым словом через много лет. Многопрофильный предлагает многочисленные программы повышения квалификации, в том числе для педагогических работников, направленные на совершенствование имеющихся компетенций или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Трудовой кодекс

В статьях и 197 декларирует повышение квалификации как одно из основных прав работника. Если по федеральному законодательству регулярное совершенствование профессионального уровня – необходимое условие занятия определенными видами деятельности, то работодатель обязан за свой счет отправлять сотрудника предприятия или организации на курсы повышения квалификации.

Все условия повышения квалификации фиксируются в коллективном или индивидуальном трудовом договоре или специальных дополнительных соглашениях к этим документам. Периодичность учебы по программам допобразования определяет работодатель, но максимальный период между прохождением курсов – не больше пяти лет. На учебу специалиста отправляют по договору с образовательной организацией, информация о результатах повышения квалификации отсылается в кадровую службу предприятия.

Краткосрочные курсы

Официального деления программ допобразования по критерию продолжительности нет, но к краткосрочным относят программы повышения квалификации от 16 до 72 часов. Их проводят по конкретным узкоспециализированным темам, выпускники получают удостоверения или свидетельства. Форма обучения (очная, дистанционная или гибридная), сроки и содержание – все это указывается в пояснительных записках к программам.

Курсы, тренинги, вебинары и прочие формы дополнительного профобразования, которые иногда содержат много полезного для работы, курсами повышения квалификации считаться не могут, если длятся меньше 16 часов и по ним не проводится итоговая аттестация.

Краткосрочными считаются, например, следующие программы:

  • 18- и 36-часовые курсы повышения квалификации для медиков и фармацевтов, относящиеся к «формальному образованию», которое составляет часть пятилетнего модуля НМиФО (непрерывного медицинского и фармацевтического образования). За 5 лет занятий медработники должны накопить не менее 180 «формальных» часов и еще 70 – нужно набрать в рамках «неформального образования» – участвуя в научно-практических конференциях, семинарах и т. д.
  • 40-часовые курсы – часто встречающийся объем программ повышения квалификации, которые разрабатываются на базе примерных программах обучения, рекомендованных Минтруда для целого ряда должностей, в том числе уполномоченных по охране труда и руководителей организаций-заказчиков в сфере госзакупок. Столько же часов повышают квалификацию адвокаты и судьи.
  • 72-часовое повышение квалификации, очное или дистанционное – типичная длительность программ допобразования по педагогике. Требования ФГОС подразумевают именно такой объем дополнительного образования для учителей начальной школы, с регулярностью раз в пять лет.

В каких случаях повышение квалификации обязательно?

Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. В настоящее время законодательно закреплена обязанность по повышению квалификации:

  • водителей. Она установлена ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (действовавшим до 28.03.2011), повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Никаким другим нормативным актом сроки повышения квалификации водителей не установлены;
  • научно-педагогических работников. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • государственных гражданских служащих. В силу ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями;
  • медицинских и фармацевтических работников. Перечни специальностей и периодичность проведения повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием учреждений здравоохранения приведены в Приказе Минздрава России от 05.06.1998 N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». В свою очередь, правила повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение», занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью, установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»;
  • специалистов в области физической культуры и спорта. Обязательность повышения квалификации указанной категории лиц закреплена в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • судей. Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период заработной платы в форме обучения в учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде, а также в иных формах (ст. 20.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • прокуроров. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе (ст. 43.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Судебная практика по статье 196 ТК РФ.

Приоритеты программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отраслей экономики, а также государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В целом ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов страны предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, что обусловлено необходимостью выполнения работниками определенных видов трудовой деятельности.

Оспариваемые заявителем нормы ст. 196 ТК закрепляют права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.

Согласно ст. 2 Закона об образовании профессиональное обучение представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатывся по уровням образования, а также могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования, а также могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. Новая редакция с комментариями.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Эта система должна изучаться, разрабатываться и развиваться в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, при этом могут быть заключены соответствующие соглашения с целью такого сотрудничества (см. подп. 2 того же пункта).

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Образовательные программы самостоятельно разрабатывся и утверждся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное. Обучение осуществляется в учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров, а также непосредственно в организациях.

Кто может пройти обучение в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+»

Учиться в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» могут граждане России, имеющие профессиональное образование.Те, у кого уже есть какое-либо профессиональное образование. Чтобы пройти обучение по образовательным программам АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+», необходимо наличие диплома о среднем специальном или высшем образовании.

Учебные программы дополнительного профессионального образования

На сегодня АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» реализует следующие виды подготовки специалистов:

  • Курсы профессиональной переподготовки (от 276 ак. часов и более) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Курсы повышения квалификации персонала (от 16 часов до 249 ак. часов) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Очные образовательные семинары — на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».
  • Очное обучение группы сотрудников на территории заказчика  — для корпоративных заявок от юридических лиц.

Курсы профессиональной переподготовки

Переподготовка — это второе профессиональное образование. Согласно Федеральному закону «Об образовании» одной из форм получения дополнительного профессионального образования является переподготовка профессиональных кадров. При этом данная форма получения новой специальности равноценна базовому проф. образованию. Это означает, что если у слушателя на момент получения второй специальности есть средне-специальное образование, то выдаваемый диплом о переподготовке также будет равен диплому о среднем профессиональном образовании (условно: второе средне-специальное образование).

Идентична ситуация с высшим образованием: если у слушателя уже есть высшее образование, то после обучения на курсах переподготовки слушатель получит диплом равный второму диплому о высшем профессиональном образовании (условно, второе высшее образование).

Кому можно пройти курсы профессиональной переподготовки? Курсы переобучения могут пройти те, кто желает сменить свою профессию или специализацию. Например, лица с медицинским образованием могут переобучиться на педагога и работать в образовательном учреждении. Или, например, учитель русского языка может переквалифицироваться на учителя истории или педагога-психолога и т.д. Все программы обучения соответствуют требованиям профстандартов, ФГОСов и отраслевых нормативных актов.

Выдаваемые документы, сроки и формат обучения на курсах профессиональной переподготовки. АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» выдает диплом о переподготовке установленного образца. Дипломы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака и являются бессрочными. Такой диплом является основным документом, дающим право вести профессиональную деятельность по новой специальности.

Обучение на курсах профессиональной переподготовки проходит по индивидуальным планам, которые согласуются с АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».

Курсы повышения квалификации

Согласно требованиям профстандартов, а также отраслевым требованиям нормативных актов, специалисты обязаны проходить курсы повышения квалификации с определенной периодичностью.

Обучение на курсах повышения квалификации в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» проходит в нескольких форматах:

  • Очное обучение группы слушателей на территории заказчика. Для обеспечения такой формы обучения АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» направляет своих преподавателей к месту обучения слушателей.
  • Очные однодневные и многодневные образовательные семинары на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» 

Слушателям выдается удостоверение установленного образца. Все документы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака. Для слушателей семинаров предусмотрены сертификаты.

Общие положения

Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации регламентируются:

  1. Трудовым кодексом РФ.
  2. Профстандартами.
  3. Ведомственными приказами и распоряжениями.
  4. Трудовым или коллективным договором между сотрудником и организацией, локальными актами предприятия.

Особенности применения положений этих документов в сфере дополнительного профобразования разъясняются в .

Для представителей большинства профессий федеральные законы устанавливают периодичность повышения квалификации раз в пять лет. Например, получать дополнительное профобразование не реже чем каждые 5 лет должны: 

  1. Специалисты в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (п. 4 ч .6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ).
  2. Работники прокуратуры (ч. 1 ст. 43.4 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1).
  3. Сотрудники органов внутренних дел – по мере необходимости, но не реже, чем один раз в 5 лет (п. 8 ст. 76 ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
  4. – (п. 4 приказа Минздрава № 66н от 03.08.2013).
  5. Специалисты горной промышленности. (ст. 25.5 ФЗ № 81 от 20.06.1996).  

Если требования к периодичности повышения квалификации работников, занимающих определенные должности в соответствии с полученной специальностью, не установлены профстандартами и ведомственными нормативными актами, то согласно ч. 1 ст. 196 ТК, работодатель решает сам, нужно ли направлять сотрудников на учебу, но условия и график повышения квалификации обязательно согласуются с профсоюзом, и все это закрепляется в трудовом договоре (коллективном или индивидуальном).

Периодичность повышения квалификации для большинства профессий и специальностей – один раз в пять лет. Из этого правила есть несколько исключений.

Оформление

На первой странице положения о повышении квалифкации указывается название предприятия (организации), в котором оно будет действовать. Чуть ниже – дата и номер приказа, которым утвержден документ.

Дальше следует блок, в котором разъясняется цель положения и излагается суть приказа, а именно – утвердить:

  1. Предлагаемое положение.
  2. Форму дополнительных документов, прилагаемых к положению.
  3. Состав особой комиссии, которая будет проводить все мероприятия, необходимые для достижения целей утверждаемого положения.
  4. Должностное лицо, на которое будет возложен контроль за надлежащим исполнением приказа.

Под эти блоком, слева, указывается должность и звание автора приказа, напротив – его Ф. И. О., подпись и печать (в случае если положение издается в вузе, это должна быть печать ректорского секретариата). Ниже свои подписи размещают остальные уполномоченные лица.

На следующих страницах размещается основной текст положения, под которым снова подписываются все уполномоченные лица. Далее приводятся бланки-образцы приложений. Это может быть, например, такой документ, как справка об учете объемов повышения квалификации.

Последняя страница (или страницы) – перечисление членов комиссии по повышению квалификации, с указанием их Ф. И. О. и занимаемых ими должностей.

Приказ Минобрнауки № 499 от 01.07.2013

Этот документ конкретизирует положения 76-й статьи закона об образовании:

  • устанавливает общий порядок повышения квалификации и профпереподготовки – условия приема на программы, требования к уровню образования слушателей курсов;
  • определяет минимальные объемы программ повышения квалификации (16 ч.) и профпереподготовки (250 ч.);
  • прописывает стандарты структуры и требования к содержанию программ допобразования;
  • регламентирует возможные формы повышения квалификации;
  • уточняет вид документов, которые выдаются после курсов.

Еще более подробные разъяснения законодательного и нормативно-правового обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки содержатся в письме Минобрнауки № 06-735.

Право работодателя по организации дополнительного образования и переподготовке для работников

Исходя из действующих принципов трудового законодательства, закрепленных в нормах гл.31 ТК РФ, работодатель самостоятельно должен принимать решение относительно необходимости получения новых квалификационных навыков и умений для своих наемных служащих.

В ст.196 ТК РФ предусмотрены все права и обязанности руководства компании, которые они могут применять на практике. Исходя из положений закона, руководитель имеет право на:

  • определение необходимости в получении служащими новых умений;
  • организацию обучающего процесса, как в рамках производственной деятельности, так и в специализированных учебных структурах;
  • определение необходимых навыков и уровня профессиональной квалификации служащего, которая необходима для получения качественного результата хозяйственной деятельности;
  • регулировку правоотношений в работником, касающихся учебного процесса, выполнения служебных функций и т.д.

Отличия программ профессиональной переподготовки

Другими словами, окончив курс повышения квалификации, вы можете сменить профессию. Но в отличие от второго высшего образования профессию можно сменить либо в той области, где вы работаете сейчас, либо в той, что не требует базового профильного образования. Также профессиональная переподготовка необходима в случае длительного перерыва в работе по определённой специальности.

Например, специалист по медицинскому массажу обязательно должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Медицинский массаж». Если же специалист учился по одной из перечисленных программ среднего профессионального образования: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» или высшего образования: специалитет по «Лечебному делу» или «Педиатрии» — он может пройти курс профессиональной переподготовки по специальности «Медицинский массаж» и работать на должностях «Медицинская сестра по массажу», «Медицинский брат по массажу», «Массажист». Работники с любым другим базовым образованием не могут пройти курс переподготовки и претендовать на данные специальности.

Обратите внимание, для профессиональной переподготовки установлен минимальный срок обучения — она не может длиться менее 250 академических часов. Максимальная длительность учёбы неограничена

По окончании обучения и успешного прохождения аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного организацией образца.

Так могут существовать следующие варианты записей в документах:

  • с наименованием квалификации;
  • с наименованием квалификации и указанием нового вида профессиональной деятельности;
  • с указанием нового вида профессиональной деятельности (в рамках имеющейся ранее квалификации).

Как видите, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки — это совершенно разные направления обучения, которые служат разным целям, и выбирать курс стоит именно в соответствии с вашими потребностями.

Сравните цены, программы и условия обучения на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации на TeachMePlease.

Формы

Учеба может проходить в разных формах:

  • очно;
  • дистанционно;
  • очно-заочно (по вечерам);
  • в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием:
    • дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи);
    • и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами, обучающими видео, тренировочными тестами и т. д).

Соответственно, повысить квалификацию можно:

  • с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
  • без отрыва от трудовой деятельности;
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности.

Варианты

Процесс повышения квалификации может проходить по модульным программам, в которых информация подается предметными блоками, после каждого из которых проводится промежуточная аттестация. Поэтому обучение может быть организовано не только непрерывным курсом, но и поэтапно (с небольшими перерывами между изучением модуля определенных дисциплин).

Повышение квалификации образовательные организации могут проводить своими силами, на собственной материально-технической базе или с использованием сетевой формы обучения. Ее суть состоит в том, что учебное заведение по договору о взаимодействии сотрудничает с одной или несколькими другими организациями – научными, культурными, спортивными, медицинскими, производственными – и использует их ресурсы для обучения, проведения производственной практики, стажировки и любой другой учебной деятельности, предусмотренной программой повышения квалификации.

  • самостоятельно работать с учебной литературой;
  • участвовать в планировании работы предприятия, совещаниях, деловых встречах, чтобы приобрести организаторские навыки;
  • изучать технологию производства;
  • составлять техническую и нормативную документацию;
  • выполнять функциональные обязанности сотрудника предприятия как дублер или врио – временно исполняющий обязанности.

По окончании стажировки выпускник курсов проходит итоговую аттестацию и получает удостоверение о повышении квалификации – такое же, как и после завершения обучения по программам, построенным иначе.

Обязательное повышение квалификации

В 2019 году был принят ряд законов, которые касаются использования профессиональных стандартов и, в частности, уровня квалификации бухгалтеров и кадровиков. Пока в большинстве случаев эти обязательства многие организации принимают на себя в добровольном порядке. За теми, кто все-таки решился, начинает следить трудовая инспекция.

Чтобы соответствовать требованиям, бухгалтеры и кадровые работники, должны проходить дополнительное обучение и повышать свою квалификацию. Согласно профстандарту бухгалтера, за три последних календарных года специалист должен отсучиться как минимум 120 часов (не менее 20 часов за каждый год). С другой стороны, повышение квалификации, по большому счету, является добровольным желанием работника или работодателя. Однако новые знания – это определенная мотивация. Обучение позволяет восполнить пробелы, получить новые навыки, чтобы занять более высокую должность. Сфера деятельности бухгалтеров и кадровиков постоянно расширяется, и они просто обязаны владеть информацией, позволяющей эффективно решать ежедневные рабочие задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector