Чем логопед отличается от дефектолога?

Получение знаний

Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми, должен понимать физиологию имеющихся у них нарушений, владеть коррекционными способами и уметь оценить итоги проделанной им работы. А для этого необходимо пройти соответствующее обучение олигофренопедагогике. Для этого можно поступить в Московский государственный педагогический университет. В этом вузе имеется дефектологический факультет, готовящий специалистов по данному направлению. Профилем обучения является олигофренопедагогика.

Получить профессию олигофренопедагога можно и в некоторых других высших учебных заведениях регионов России.

О чем нужно помнить, работая с детьми с нарушениями интеллекта?

  • Учебный материал подается малыми порциями.
  • Сложные понятия, действия максимально расчленяются и развертываются.
  • Любой изучаемый материал, разучиваемое действие многократно повторяются. Если нужно дать детям что-то новое, всегда перед этим нужно повторить уже освоенное.
  • Обучение ведется с опорой на чувственный опыт, а не на отвлеченные понятия и примеры. Например, нам нужно научить ребенка завязывать шнурки. Обуваем его в ботинки с развязанными шнурками и просим пройтись, описать свои ощущения. Затем проделать то же, но уже с завязанными шнурками. Ребенок понимает, что во втором случае ему было намного удобнее. У него создается стимул научиться завязывать шнурки.
  • Любыми действиями выполняются вместе с учениками. В работе с детьми, у которых есть умственные нарушения, педагог должен постоянно напоминать и показывать, как и что делать, даже если это самые простые и постоянно повторяющиеся действия вроде мытья рук или ­выстраивания в шеренгу по росту.

Излечима ли олигофрения

Лечение и коррекция этого заболевания – дело непростое, для этого понадобится много сил, времени, терпения. К тому же, при разных уровнях умственной отсталости и возрасте пациента требуется своя методика. Однако если тактика выбрана правильно, положительный результат становится заметным уже через пару месяцев.

К сожалению, полное избавление от интеллектуальной инвалидности невозможно. Все дело в том, что повреждены определенные отделы головного мозга. Нервная система, к которой он принадлежит, формируется в период внутриутробного развития плода. После появления ребенка на свет ее клетки почти не делятся и не способны регенерироваться. То есть, поврежденные нейроны не восстановятся и умственная отсталость остается у человека до конца жизни, хотя и не прогрессируя.

Но, как уже упоминалось, дети с легкой степенью заболевания отлично поддаются коррекции, получают навыки самообслуживания, образование и могут вполне нормально работать, выполняя несложные задачи.

Степени умственной отсталости

Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

  • легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
  • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;   
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
  • глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.

Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.

Как олигофренопедагогу повысить квалификацию

Чтобы профессионально расти и развиваться, олигофренопедагог может:

  • читать отраслевую литературу и периодические издания;
  • участвовать в профессиональных мероприятиях: конкурсах, конференциях и т. д.;
  • делиться опытом с коллегами на отраслевых ресурсах и т. д.

Но самостоятельное получение знаний трудозатратно и не подтверждается документами, без которых не получится устроиться на работу, пройти аттестацию. А дистанционные* курсы повышения квалификации дают актуальную и полную информацию по интересующей специалиста теме, позволяют получить официальное удостоверение.

В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» вы можете дистанционно* пройти обучение на программах по отдельным методикам и технологиям деятельности педагога-дефектолога, работе с детьми с различными отклонениями в развитии и т. д. Вот несколько примеров таких курсов:

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметных областей «Технология» и «Искусство» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

3200 руб. 1719 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Олигофренопедагогика. Инклюзивное и специальное образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

9200 руб. 3598 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Язык и речевая практика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

3200 руб. 1719 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Эксперты-практики регулярно разрабатывают новые программы для олигофренопедагогов. Все они анонсируются на этой странице.

В ближайшие годы педагоги, работающие с детьми с нарушениями интеллекта, будут все более востребованы не только в коррекционных, но и в общеобразовательных учебных заведениях, ведь в России формируется система интегрированного и инклюзивного образования. Поэтому получение профессии олигофренопедагога открывает хорошие перспективы в плане трудоустройства.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Рекомендуемые программы обучения

Все программы направления

Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения, коррекция нарушений развития и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» (1080ч)
39900 руб.  29870 руб.

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметных областей «Технология» и «Искусство» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (144ч)
3200 руб.  1719 руб.

Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (340ч)
17100 руб.  9130 руб.

Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Математика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (144ч)
3200 руб.  1719 руб.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Отношение к слабоумию на Руси

Заботу об убогих и юродивых на территории нашей страны в прежние времена первой стала проявлять Православная Церковь. Об этом говорят официальные документы, датированные еще 10-м веком.

В Древней Руси народ считал слабоумных людей угодными Богу и окружал их ореолом таинственности и святости. Однако юродивые, скитавшиеся по дорогам страны, причиняли много зла. Они совершали большое количество преступлений и поджогов. Именно поэтому возникла необходимость в их изоляции от общества. Первое подобное учреждение открыл в Риге доктор Фридрих Пляц. Это было лечебно-педагогическое заведение для слабоумных и страдающих припадками. Прослужило это учреждение вплоть до 1941-го года.

Мероприятия по вопросам воспитания и обучения аномальных детей осуществлялись на Руси и военными ведомствами с помощью специальных гимназий.

Олигофренопедагогика, история которой сделала новый виток в конце 19-го века, получила мощный толчок к своему развитию благодаря работам врачей-психиатров И. Г. Игнатьевой и П. И. Ковалевского. При этом они часто указывали на недостаточность помощи общественных учреждений для развития умственно отсталых детей. Тогда же Е. К. Грачева, занимающаяся исследованиями в области обучения и воспитания аномальных детей, указывала на вредность для общества игнорирование такой помощи.

Советский этап развития нашего государства отличается созданием дифференцированной сети специальных учреждений. Они были открыты для образования детей с низким интеллектом.

Олигофренопедагогика – наука, которая в советский период получила свое развитие благодаря фундаментальным работам И. Г. Еременко, И. П. Лаужикаса, И. А. Грошенкова, М. Н. Перова и многих других исследователей.

На сегодняшний день данная дисциплина исследуется в НИИ коррекционной педагогики АПН РФ. Современная олигофренопедагогика – что это такое? Это направление, изучающее закономерности и особенности в развитии умственно отсталых детей, которые проявляются в процессе обучения. Исследования и разработки в этой области проводят современные ученые-олигофренопедагоги. На основе их трудов вносятся определенные коррективы в систему не только специального, но и общего образования.

Организация медицинской помощи при шизофрении

В своем развитии эта патология проходит несколько этапов: продромальная стадия, период обострения и остаточные явления. Терапия каждого из них требует индивидуального подхода. Своевременное подавление острого психоза даст возможность достигнуть периода ремиссии за максимально короткий период.

Ошибочным является мнение некоторых врачей, которые настаивают на том, что лечение шизофрении, независимо от ее типа, необходимо проводить исключительно в условиях госпитализации. Ведущие специалисты в области психиатрии доказали, что в стационарном лечении нуждаются далеко не все пациенты. 

Шизофреники нуждаются в полной госпитализации только в период обострения заболевания, когда больной представляет опасность для себя или окружающих: склонен к агрессивным действиям, проявляет суицидальные наклонности и т.д.

Проведение процедур в стационарных условиях также рекомендуются при первых проявлениях симптоматики заболевания. В этом случае на основе инструментальных и лабораторных исследований госпитализация дает возможность провести максимально точную диагностику. Исходя из этого, определяется оптимальная комплексная терапия. 

Если госпитализации не требуется, родственники шизофреника должны обеспечить ему здоровое питание, полноценный период отдыха. Восстановлению нервной системы также способствуют занятия физическими и дыхательными упражнениями, йогой и т. п

Важно, чтобы больной при этом чувствовал себя максимально комфортно и естественно. Главная цель всех мероприятий – вернуть человеку возможность контролировать свое сознание. Амбулаторное лечение шизофрении заключается в профилактических мероприятиях, которые предупреждают возникновение обострений заболевания, продлевают периоды ремиссии

Больной принимает назначенные лекарства в домашних условиях, систематически проходит сеансы психотерапии. При этом он регулярно посещает лечащего врача, который держит под контролем состояние шизофреника. 

Амбулаторное лечение шизофрении заключается в профилактических мероприятиях, которые предупреждают возникновение обострений заболевания, продлевают периоды ремиссии. Больной принимает назначенные лекарства в домашних условиях, систематически проходит сеансы психотерапии. При этом он регулярно посещает лечащего врача, который держит под контролем состояние шизофреника. 

Где работают и сколько получают олигофренопедагоги

Работать с детьми с интеллектуальными отклонениями можно в медицинских, учебных заведениях. Это общеобразовательные и специальные школы и детские сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, детские дома, центры детского развития и т. д. Олигофренопедагоги могут консультировать родителей и опекунов детей с умственной отсталостью в частом порядке, вести групповые и индивидуальные коррекционные занятия, работать тьютором.

В среднем по России специалисты по олигофренопедагогике получают около 30-40тыс.рублей в месяц. Частный специалист может зарабатывать от 500 рублей за час консультаций или занятий с детьми.

«Дефектолог» или «логопед»?

В чем отличие «дефектолога» от «логопеда»?

«Нам необходимы занятия с логопедом, а нам — с дефектологом». Родители часто спрашивают и задают вопросы по этому поводу. Чем же отличаются и что общего у этих формулировок?

Одному ребенку необходим логопед, другому — дефектолог, а кому-то и логопед, и дефектолог.

При выборе педагога уточняйте у профессионала: невролога, психолога, дефектолога и др., что необходимо вашему ребенку для коррекции и дальнейшего развития речи.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики, психологии.

Дефектолог — специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития.

Дефектолог – это коррекционный педагог в области развития детской речи, изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.

Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.

Специализация дефектолога по развитию речи

Существует несколько дефектологических специальностей, способствующих развитию речи с 3, 4 и 5 лет:

  • Тифлопедагог – дефектолог, занимающийся с детьми с проблемами зрения;
  • Сурдопедагог – дефектолог, профессиональный интерес которого представляют дети, имеющие нарушения слуха, вплоть до полного его отсутствия;
  • Олигофренопедагог – дефектолог, который работает с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
  • Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.

Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.

Кто лучше: дефектолог или логопед?

Все дефектологические специальности тесно связаны между собой, поэтому каждый коррекционный педагог может работать с любой категорией детей.

Главное здесь опыт работы специалиста с детьми, с такими нарушениями.

В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист, который смог бы на профессиональном уровне заняться развитием детской речи.

В настоящее время дети часто имеют особенности психофизического развития, обусловленные не индивидуальными особенностями или особенностями воспитания, а влиянием неблагоприятных факторов на развитие ребенка (частые болезни, пороки развития, хронические заболевания, экология и др.). Поэтому детям дошкольного и школьного возраста необходима помощь со стороны таких специалистов как дефектолог, логопед.

Основные формы работы специалистов: подгрупповые и индивидуальные занятия.

В практической деятельности дефектолога или логопеда преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главная задача определить индивидуальный маршрут развития детской речи, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям.

Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития речи, так и родителям, в форме консультаций и рекомендаций.

Понятие дефектологии, образование специалистов

Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.

Отраслевые разновидности дефектологии:

  • Логопедия – проводит исправление речевых дефектов.
  • Олигофренопедагогика – устраняет интеллектуальные отклонения, необходима для пациентов с умственной отсталостью, задержкой психического, психоречевого развития.
  • Тифлопедагогика – работа ведется с больными, имеющими патологию зрительного аппарата.
  • Сурдопедагогика – занимается людьми, у которых есть заболевания слухового аппарата (отсутствие или снижение слуха).

В чем разница между дефектологом и логопедом? Образование педагогов может различаться. Если профессионал обучается на факультете дефектологии (коррекционной педагогики и психологии), он получает специальность: дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог. Педагоги факультета дефектологии способны работать как с больными, так и со здоровыми детьми, в отличие от логопедов.

В чем отличие логопеда-дефектолога от логопеда? Образование логопедов часто бывает педагогическим. Выделяют профессию педагог-логопед, которую получают на факультете педагогики или филологии. Специалисты этой области не могут быть дефектологами, так как они не обучены особенностям заболеваний, вызывающих речевые расстройства. Педагог-логопед способен корректировать речевую функцию только у здоровых детей или пациентов, имеющих очень незначительные отклонения (стертая дизартрия, дислалия).

Дефектолог-логопед является универсальным специалистом, который способен работать как логопедом, так и дефектологом. Такого профессионала обучают на факультете дефектологии или на курсах повышения квалификации. Педагоги-логопеды могут переквалифицироваться в логопеда-дефектолога при прохождении курсов.

После получения новой специализации дефектологу-логопеду можно работать с дошкольниками, имеющими более серьезные отклонения: заикание, алалия, другие нарушения. Но даже переквалифицированный логопед-педагог не может брать к себе на прием пациентов с очень тяжелыми нарушениями психики, аутистическими расстройствами, детским церебральным параличом. Это можно объяснить недостаточным (коротким) курсом обучения во время переквалификации.

Причины олигофрении

Классификация факторов, вызывающих развитие олигофрении, осуществляется на три основные группы: генетические, антенатальные и постанатальные.

К генетическим причинам олигофрении различной степени относятся генные аномалии, среди которых патологии различных хромосом, вызывающие синдромы Дауна, Патау, Альфи, Прадера-Вилли и прочие нарушения. Все перечисленные патологии характеризуются тяжелыми степенями олигофрении. К данной группе также относятся наследственные нарушения метаболизма, вследствие которых в организме ребенка не хватает определенных веществ и микроэлементов.

К антенатальным причинам олигофрении относятся различные патогенные факторы:

  1. гипоксия плода хронического характера и плацентарная недостаточнсть;
  2. тяжелые инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания малыша;
  3. краснуха при беременности, следствие которой может стать рубеолярная олигофрения;
  4. интоксикация организма тяжелыми металлами;
  5. алкоголизм и наркомания будущей матери;
  6. недоношенность;
  7. радиоактивное воздействие;
  8. преэклампсия.

К постнатальным факторам, вызывающим различные степени олигофрении, относятся воздействия, которые происходят во время родов или в первые годы жизни ребенка. Среди них:

Особенности профессии

Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.

Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии. Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.

Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Помогая таким детям, общество не может исправить ошибку генов, врачей, судьбы. Но оно может сделать так, чтобы у детей-инвалидов была достойная жизнь.

Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.

Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают. Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде  видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.

Работает педагог не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Особенности

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

Основные обязанности:

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

О профессии Олигофренопедагога, которую можно получить в Улан-Удэ

Бакалавриат и специалитет1

Вузы1

Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.

Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и

Олигофренопедагог – это специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний, но и готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.

Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, которая изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.

В задачи олигофренопедагога входит:

  • Проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
  • Осуществление дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
  • Консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
  • Проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
  • Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях;
  • Профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью воспитанника; 
  • Оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения детям с нарушениями интеллектуального развития;
  • Организация и проведение научно-исследовательской работы.

Эти специалисты могут работать в коррекционно-образовательных учреждениях различных видов, школах развития, реабилитационных центрах, в психолого-медико-педагогических комиссиях (консультациях), в учреждениях социальной защиты, больницах, поликлиниках, санаториях, в средних и высших педагогических учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.

Развернуть

По пути развития инклюзии

Внимание президента к проблеме подготовки дефектологов свидетельствует об особом месте в государственной образовательной политике вопросов образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, отметила в разговоре доктор педагогических наук, директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева. Среди учителей-дефектологов выделяют разных специалистов: это и учителя-сурдопедагоги, тифлопедагоги, и специалисты по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, дошкольные дефектологи, которые работают с детьми до 7 лет с разными проблемами в развитии, — и все эти специалисты сегодня крайне необходимы, объясняет Соловьева

Среди учителей-дефектологов выделяют разных специалистов: это и учителя-сурдопедагоги, тифлопедагоги, и специалисты по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, дошкольные дефектологи, которые работают с детьми до 7 лет с разными проблемами в развитии, — и все эти специалисты сегодня крайне необходимы, объясняет Соловьева.

Модули по коррекционной педагогике и коррекционной психологии в образовательные программы среднего профессионального и высшего образования уже включены обязательно во все программы по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Но на уровне среднего профессионального образования, где тоже ведется подготовка воспитателей для детского сада и учителей для школы, данных модулей пока нет, однако включить их необходимо, подчеркивает эксперт.

Чистая дикция

Фото: Global Look Press/imagebroker.com/Felix Vogel

— Они должны обеспечить формирование компетенций у таких специалистов — не таких, как у дефектологов, но позволяющих организовывать деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, родители которых выбирают инклюзию для своего ребенка, — отмечает собеседница «Известий». — Новые компетенции, которые будут формироваться и у педагогов, обучающихся в вузе, и у педагогов, которые заканчивают педагогический колледж, станут самым значимым компонентом инклюзивной образовательной среды. Никакие технические элементы не позволят качественно учить детей, если к этому не готовы специалисты.

Вопрос развития инклюзивности в образовании также значится в перечне поручений главы государства. Так, президент поручил Министерству просвещения утвердить требования и показатели для инклюзивного образования и представить доклад до 1 декабря. До конца 2022 года необходимо обеспечить вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в олимпиады, другие интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия. Кроме того, министерству поручено обобщить опыт и лучшие практики организации внеурочной деятельности.

Основные качества

Олигофренопедагог не сможет работать без доброты и любви к детям. Кроме того, нужны такому специалисту трудолюбие и ответственность, настойчивость, а также умение радоваться любым, пусть даже незначительным успехам своих подопечных. Немаловажным условием для такой специфической профессии является желание получения новых знаний. Ведь наука постоянно движется вперед, и педагог должен быть готовым освоить и применить предложенные ею новые технологии и методики. Для получения новых знаний можно пройти курсы по олигофренопедагогике. Это позволит повысить имеющуюся квалификацию и узнать о новых разработках исследователей в данной области.

Заключение

Логопед и дефектолог имеют разную направленность работы. Педагог-логопед больше специализируется на здоровых воспитанниках, проводит коррекцию речевой функции, развивает память, мышление, обучает правильному и грамотному письму, чтению. Педагог дефектолог занимается больными, имеющими отклонения психики, задержку развития по причине глухоты, слепоты, ДЦП, аутизма и других патологий. Специалист повышает адаптивные способности ребенка, развивает речевую функцию в условиях ограничения по здоровью. Перед тем как выбирать профессионала по коррекции речи, родителям следует обратиться к неврологу, психологу, отоларингологу. Врачи помогут определиться с выбором на основе причин задержки речевого развития.

Какие выводы можно сделать?

Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри

Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки

Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).

В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector