Зачем нужен егэ

Содержание:

2014: введение итогового сочинения

В 2014 году ввели допуск к ЕГЭ — итоговое сочинение. 3 декабря оно прошло впервые. Считалось, что появление сочинения как формы допуска к ЕГЭ подтолкнет школьников к изучению русского языка и литературы.

Александр, 23 года, писал итоговое сочинение в 2014 году: «Учителя нас запугивали и говорили, что будет сложно написать сочинение. Я был уверен в своих силах, потому что читал много книг и знал, что смогу раскрыть тему. В школе мы детально разбирали направления и потратили много времени на подготовку. Работа была несложная: за два часа я написал сочинение, которое оценили на высший балл».

Единый государственный экзамен для выпускников XXI века

Чтобы навести порядок в системе приёма в вузы, избавить школьников от избыточных экзаменов, уравнять возможности выпускников из разных регионов и снизить уровень коррупции в сфере образования, российское правительство решило ввести единый экзамен. На протяжении несколько лет ЕГЭ проходил в режиме эксперимента в нескольких регионах страны. С 2009 года он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзамена в России.

Благодаря критике родителей, учителей и представителей вузов содержание и процедура проведения ЕГЭ неоднократно менялись. Сегодня в число предметов для сдачи ЕГЭ входят обязательные русский язык и математика (базового или профильного уровня), а также:

литература;

физика;

химия;

биология;

география;

история;

обществознание;

иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский);

информатика и ИКТ;

родной язык или родная литература, если русский неродной.

К экзамену допускаются старшеклассники, успешно сдавшие сочинение по русскому языку, не имеющие академических задолженностей и «двоек» по итогам года.

За ходом ЕГЭ следят наблюдатели, процесс проведения транслируется в интернете. Тестовая часть работ проверяется компьютером — влияние субъективной оценки человека исключено. Развёрнутые ответы эксперты проверяют и оценивают по известным критериям, а работы получают в обезличенном виде.

Экзамены в Российской Федерации по закону 1992 года

После распада СССР российские выпускники 9 классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и ещё два по собственному выбору. Окончившие 11 класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы, кроме физкультуры. При этом выпускники школ, гимназий и лицеев с углублённым изучением предметов обязаны были сдавать экзамены по профильным дисциплинам.

Девятиклассники писали обязательные экзамены в течение 4 часов, в 11 классе на математику отводилось 6 часов, на русский — 5.

Помимо выпускных экзаменов в школе старшеклассникам приходилось сдавать вступительные экзамены в вуз. После «перестройки» 1991 года стали появляться негосударственные вузы, их число росло, и каждый институт, университет или академия проводили собственные вступительные испытания. Некоторые школы сотрудничали с вузами, и выпускные экзамены учеников засчитывались в качестве вступительных, но это было редкостью.

Для подготовки к собственным испытаниям вузы предлагали обучающие курсы для школьников. Часто преимущественное право на зачисление отдавалось окончившим эти курсы. Университетские преподаватели подрабатывали репетиторами, натаскивая школьников на экзамены своего вуза. Нечестные сотрудники университетов умудрялись заранее раздобыть экзаменационные билеты и продать абитуриентам.

Если выпускник планировал подавать документы в разные вузы, ему приходилось готовиться сдавать несколько экзаменов по одному предмету. Например, помимо школьной выпускной математики, ещё одну для поступления в педагогический вуз, и математику в другом формате — в технологический. В результате школьники испытывали чрезмерную интеллектуальную нагрузку в 10-11 классе, а родители часто отдавали последние деньги на подготовительные курсы и репетиторов.

Бесплатно

Лекториум

Сайт: https://www.lektorium.tv

Курс рассказывает об истории России. Это базовая теория, которая пригодится на экзамене.

Лекции по темам:

  • Введение. Теория и методология истории
  • Древнерусское государство (IX–XIII вв.)
  • Московское царство
  • Российская империя в XVIII в.
  • Российская империя в 1800–1870-х гг.
  • Россия на переломе (XIX–XX вв.)
  • Советское государство (1917–1945 гг.)
  • Советское государство (1945–1991 гг.)

Всего 41 видео-лекция с проверочными заданиями. Присоединяйтесь к курсу в любое время.

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На сайте можно проверить свои знания и пройти пробный экзамен по истории в формате ЕГЭ. Варианты заданий — официальные от ФИПИ 2021 года.

Суть в том, что пройти тестовое задание и получить результаты по нему можно в автоматическом режиме и бесплатно. Если хотите письменную часть проверили реальные эксперты ЕГЭ, то нужно оплатить их работу. Проверка без комментариев эксперта — 500 р., проверка с развернутыми комментариями — 1000 р.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны различные материалы, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по истории.

Например, есть видеоуроки/карточки/таблицы/конспекты по темам:

  • Известные личности с одной фамилией («двойники»)
  • Справочная таблица правителей России 19 века и основных событий в период их правления
  • Исторические личности
  • Памятники архитектуры
  • Алгоритм выполнения типовых заданий ЕГЭ по истории
  • Российская архитектура
  • Список исторических деятелей
  • Все значимые иллюстрации из вопросов ЕГЭ
  • Важные даты в истории России
  • Разбираемся с новым форматом исторического сочинения
  • Культура России
    и т.д.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по истории:

  • Основные даты
  • Термины
  • События 1941-1945 годов
  • Деятели VIII – начала XXI в
  • Карты, схемы
  • История культуры России
  • Как писать историческое сочинение по истории ЕГЭ

В разделе с практикой собраны задания по разделам:

  • Историческое сочинение
  • Определение характеристик исторического источника
  • Анализ иллюстративного материала
  • Анализ различных точек зрения и их защита
  • Анализ исторических фактов, процессов, явлений
  • Поиск исторической информации
  • Основные факты, процессы, явления
  • Работа с историческим источником
  • Систематизация исторической информации
  • Работа с картами

Кроме этого, на сайте размещены демоверсии и КИМы текущего и прошлых годов, публикуются актуальные новости по теме ЕГЭ.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://hist-ege.sdamgia.ru

Каждый месяц на сайте публикуются новые варианты ЕГЭ по истории. Их составляет компьютер из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. А чтобы потренироваться по определённым темам, вы можете сформировать вариант из заданий каталога по определенным разделам под себя.

Также на сайте размещены материалы, которые пригодятся для написания исторического сочинения: алгоритм работы и примеры качественных сочинений.

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте собрано 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по истории от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Задания аналогичны реальным экзаменационным тестам, они составлены экспертами (в том числе авторами «СтатГрада»). В тренировочных вариантах есть ответы с разборами.

Преимущество данного сайта в том, что каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«История ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по истории от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь:

  • Собраны понятные видео-разборы заданий и теории ЕГЭ
  • Уроки выходят каждый день — уже 167 видео
  • Регулярно проводятся онлайн-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

В видеоуроках эксперт ЕГЭ по истории объясняет решение сложных задач, рассматривает типичные ошибки, даёт правильные ответы и лайфхаки. Сейчас на канале 18+ видео, новый выпуск выходит каждую среду.

«История с Элей Смит»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале собраны:

  • Теория для подготовки к экзамену — более 43 видео
  • Разбор всех типов заданий: тестов, второй части, сочинения, заданий с картами
  • Лайфхаки по запоминанию самых сложных терминов

С какого года ЕГЭ по истории может стать обязательным

О скором введении обязательного ЕГЭ по истории в России много говорилось в мае 2017 года. Тогда министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что уже в 2020 году история как школьная дисциплина приобретет статус одного из важнейших школьных предметов, а выпускники начнут сдавать ЕГЭ по истории в обязательном порядке.

До 2020 года осталось совсем немного. Фактически, если бы слова Васильевой стали реальностью, готовиться к обязательному экзамену по истории нужно было бы сегодняшним десятиклассникам.

Однако на днях, 29 октября 2018 года та же Ольга Васильева, чья должность теперь называется министр просвещения, рассказала об отсрочке с повышением статуса ЕГЭ по истории.

Дело в том, что в 2022 году обязательным экзаменом однозначно должен будет стать экзамен по иностранным языкам. Вводить сразу два обязательных экзамена помимо русского языка и математики — значит шокировать и выпускников, и их родителей, и преподавателей. До 2022 года статус истории как школьного предмета повысить не успевают, поэтому решение отсрочено.

Из слов министра Васильевой следует — ЕГЭ по истории станет (если станет вообще) обязательным экзаменом не раньше 2023-2024 года. Переживать на этот счет нужно разве что родителям сегодняшних пяти- и шестиклассников.

Фото: minsvyaz.ru

На что влияет экзамен?

Для того чтобы понять, что такое ЕГЭ, необходимо разобраться, что зависит от этого экзамена.

Прежде всего, баллы, заработанные на ЕГЭ, влияют на поступление в университеты и институты. Каждый ВУЗ самостоятельно выбирает дополнительные предметы для сдачи.

Дисциплины каждого направления различны. Например, для поступления на медицинский факультет нужно сдать, кроме русского языка и математики, химию и биологию. Чтобы подать документы на зарубежную филологию, необходимо сдать иностранный язык и литературу (в некоторых вузах обществознание). На официальных сайтах вузов можно найти список предметов всех направлений, расположенных в порядке приоритетности. Как правило, проходной балл ЕГЭ находится в прямой зависимости от престижности ВУЗа.

С 2019 года баллы за этот экзамен будут влиять и на возможность получения «золотой» медали. Теперь выпускникам для получения медали необходимо набрать как минимум 270 баллов по трем предметам.

Порядок проведения ЕГЭ

С собой на экзамен нужно обязательно принести паспорт. Все личные вещи, кроме черной гелевой ручки для заполнения бланков и паспорта, сдающие оставляют за пределами аудитории. Для сдачи некоторый предметов нужно принести линейку, карандаш или непрограммируемый калькулятор.

С каждым годом условия сдачи экзамена становятся все более жесткими, а варианты ЕГЭ усложняются, что связано с сокращением бюджетных мест в вузах.

Воспользоваться какими-либо электронными устройствами невозможно: все сдающие проходят контроль металлоискателем. Даже если шпаргалкой ученик не воспользовался, но организаторы заметили ее, результаты экзамена аннулируются. Попытка списывания может обернуться пересдачей через год.

На выполнение КИМ отводится определенное время, которое зависит от конкретного предмета. В этот промежуток входит как выполнение заданий, так и перенос их в специальные бланки. Черновики эксперты не проверяют. Через отведенный промежуток времени бланк у выпускника забирает организатор.

От привычного регулярного контроля знаний экзамен отличается тем, что сдающие выполняют задания под онлайн-видеонаблюдением. Это решение было предпринято для справедливой оценки знаний каждого ученика.

Не стоит обращать на камеры внимание во время экзамена, это только вызовет лишнее беспокойство. Для тех, кто самостоятельно и честно выполняет задания, наблюдение не страшно

Кроме всего перечисленного, при наличии медицинской справки можно пронести в аудиторию препараты или еду.

С какого года ЕГЭ по истории станет обязательным?

По словам Ольга Васильевой, историю в форме ЕГЭ и так сдают 23% подростков. Она отметила, что после 11 лет обучения человек обязан знать и уважать историю своей страны. Ольга Васильева добавила: несколько лет назад результаты этого экзамена требовались для поступления на популярные юриспруденцию и экономику, и именно после сдачи истории многие претенденты отсеивались. Вместо истории обязательным предметом для абитуриентов юрфака и экономфака сделали обществознание. Министр просвещения утверждает, что не все ректоры согласны с этим решением – многие требуют вернуть экзамен по истории как базовый.

В то же время Васильева подчеркнула, что нельзя перегружать детей, поэтому обязательный предмет введут лишь после 2022 года. Таким образом, через несколько лет у 11-классников может появиться четыре обязательных экзамена.  

Хотя госэкзамен по истории многим кажется одним из самых сложных, пока выпускники сдают его неплохо. Так, в 2018 году на экзамен записались около 112 тыс. человек. Более трети участников набрали от 61 до 99 баллов включительно, «стобалльников» было 206. Минимальный порог в 32 балла не смогли преодолеть 9%. В Рособрнадзоре отметили, что результаты в целом стабильны, есть позитивная тенденция: регионы России выравниваются по числу выпускников, которые получили высокие результаты ЕГЭ по истории. Эксперты связали это с тем, что в школах страны постепенно внедряют единые учебники по этому предмету на основе Историко-культурного стандарта.

Для чего нужен ЕГЭ?

Рассказывая о том, зачем придумали ЕГЭ, стоит упомянуть о борьбе с коррупцией. ЕГЭ – форма аттестации, которая уравняла права и обязанности российских выпускников. Все данные об участниках и их результатах занесены в единую базу, что нивелирует риск фальсификаций или получения взяток во время выпускных и вступительных кампаний. После введения ЕГЭ двери лучших вузов открылись перед ребятами, получившими во время экзамена высокие баллы. Такой подход сделал хорошее образование доступным для каждого абитуриента, который хочет учиться, проявляет инициативу и демонстрирует высокий уровень подготовки.

Экзамены в США

В США нет единого экзамена, который даст право поступить в высшее учебное заведение. Можно сдать либо Scholastic Achievement Test (SAT), либо American College Testing (ACT). Первый аналог ЕГЭ в Америке оценивает знания по английскому языку и математике, второй – по английскому, математике, чтению и естествознанию. Ребенок не столько показывает свои знания по предметам, сколько способность гибко мыслить и обрабатывать информацию. Американский аналог ЕГЭ разрабатывает и проводит не определенное министерство, а частные компании. Американец может сдать и тот, и другой экзамен, чтобы поступить с лучшим результатом.

Задания ЕГЭ по истории в 2019 году

Результаты ЕГЭ по истории в 2019 году необходимы для учебы по нескольким специальностям:

  1. «Архитектура»,
  2. «Дизайн»,
  3. «Туризм»,
  4. «Международные отношения»,
  5. «Политология».

В некоторых вузах история нужна и для поступления на специальность «Юриспруденция».

В 2019 году изменений в контрольно-измерительных материалах (КИМах) не предвидится. То есть, как и раньше, экзаменуемым предложат задания трех типов:

  • те, на которые требуется краткий ответ (тесты);
  • вопросы с развернутым ответом;
  • сочинение.

На 25 заданий отводится 3 часа 55 минут. Дополнительными материалами пользоваться запрещено.

Причем темы эссе останутся такими же, как и в прошлые годы, так что подготовиться выпускникам будет не так уж сложно.

Критериями оценки эссе будут правильное отражение событий и расстановка причинно-следственных связей между ними, наличие данных о крупных исторических личностях предложенного исторического периода, грамотная оценка влияния события на будущее страны. Баллы будут снижать за фактические ошибки, неверное толкование и неуместное использование исторических терминов.

Оценочных суждений стоит избегать – лучше выбирать нейтральные формулировки.

Задания на ЕГЭ также потребуют от выпускников знания хронологии ключевых исторических событий, умения анализировать исторические документы, работать с картой. Одно из заданий всегда посвящено Великой Отечественной войне.

Отменят ли ЕГЭ выпускникам в 2021 году

Толстой Петр ранее заявлял, что качество школьного образования не станет хуже, если вернуться к традиционному образованию и отменить ЕГЭ для выпускников. Здесь необходимо ставить на первый план форму, а не содержание. Он уверен, что рано или поздно ЕГЭ все-таки отменят. Не в этом году, конечно. Ведь уже во всю идет подготовка к сдаче. Ранее дети сдавали обычные выпускные экзамены и вступительные экзамены в ВУЗы и знания учеников были на высоте. Сейчас же все перешло на тестовый формат, что не очень хорошо отражается на знании выпускников. Они настроены только на получение высокого балла, а не на получение каких-то новых знаний. Зацикленность также плохо влияет на качество принимаемой информации.

Сама система ЕГЭ не оправдала себя и конечно должно быть возвращение к традиционному формату. ВУЗы в этом тоже заинтересованы.

Данную систему принимали на протяжении 15 лет. Поэтому и процесс выхода из нее также займет много времени.

Информация о том, что дети в 2021 году не будет сдавать ЕГЭ – ложная. Она не соответствует действительности.

Этапы создания КИМ ЕГЭ

Сначала группа школьных учителей, вузовских преподавателей создают банк заданий. Затем методисты проверяют задания и убирают некорректные. Далее эти КИМ проходят апробацию на контрольных группах школьников. На заключительном этапе специалисты формируют определенное количество вариантов КИМ ЕГЭ, которые проходят экспертизу. Экспертный совет даёт заключение и утверждает их.

Как видишь, за 19 лет существования ЕГЭ отработан чёткий механизм организации экзамена и составления заданий. Больше информации об испытании смотри в рубрике «ЕГЭ» на сайте Адукар.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Тренировочные тесты ЕГЭ для абитуриентов 2020

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Сработало ли?

Сказать сложно. Есть данные в пользу обеих точек зрения.

Искоренили ли коррупцию в вузах и школах?

Да, нет больше вузовских преподавателей, которые за деньги «подготовят» к поступлению. При этом все годы существования ЕГЭ сопровождали скандалы с утечками, ЕГЭ-туризмом (это когда ездишь в другой регион, куда проверяющим сложно ехать и больше возможностей списать) и загадочными стобалльниками.

Стало ли лучше образование?

Эм-м-м, ну не знаем, но часть предметов стали сдавать лучше.

«Несмотря на изменения в содержании и процедуре проведения ЕГЭ, средний балл учащихся по русскому языку за эти годы вырос. По математике такого роста не наблюдается, несмотря на то, что после разделения экзамена в 2015 году на базовый и профильный уровни профильную математику пошли сдавать более подготовленные учащиеся»

Захаров Андрей Борисович, бывший заведующий международной лабораторией анализа образовательной политики

Как менялись средние баллы ЕГЭ

Получили ли дорогу старательные выпускники из регионов?

Ректор Вышки Ярослав Кузьминов считает, что да. По его подсчётам, в два раза больше абитуриентов стали поступать в Москву, чем это было до введения ЕГЭ.

Как бы то ни было, ЕГЭ изменил российское образование. Хорошо ли, плохо ли, но это реальность, в которой мы живём. Полностью оценить его влияние на страну и судьбы каждого из нас сможем через пару десятков лет. Потому что даже если сегодня плохо, завтра будет по-другому.

Чек-лист 11-классника: полгода до ЕГЭ 2021

23 ноя

26995

33

Читать позже

Кто не должен сдавать ЕГЭ?

Выпускники средних школ, которые окончили учебное заведение до 1 января 2009 года, то есть до того, как ЕГЭ стал обязательным, получают выбор. При поступлении в вуз они могут сдавать экзамены в традиционной форме, а могут самостоятельно пройти ЕГЭ. Кроме того, необязательным ЕГЭ является для выпускников с ограниченными возможностями, воспитанников спецучреждений закрытого типа для детей с девиантным поведением и выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.

тестовые заданиявысшее образование

В 1999 году в России был создан Федеральный центр тестирования. Задача его сотрудников заключалась в разработке системы тестирования, а также отслеживании по стране качества знаний, получаемое в образовательных учреждениях. Под руководством директора центра началась усиленная работа над формированием идеи и методики проведения ЕГЭ.

Кто может сдать ЕГЭ

Согласитесь, что знать, кто придумал ЕГЭ, совсем неважно. Важно знать, кто имеет право на сдачу особого экзамена. Участвовать в сдаче госэкзамена имеют право все учащиеся одиннадцатых классов, допущенных педагогами

Участвовать в сдаче госэкзамена имеют право все учащиеся одиннадцатых классов, допущенных педагогами.

Вправе пройти тестирование обучающиеся в колледжах, техникумах, а также выпускники средних школ, кто когда-либо сдавал экзамен, но считает результаты неудовлетворительными.

Избежать ЕГЭ могут ученики одиннадцатых классов с ограниченными возможностями здоровья. Для этого им необходимо предъявить справку об инвалидности.

Сдавать выпускной экзамен в традиционной форме имеют право выпускники школ уголовно-исполнительной системы, а также дети с девиантным поведением.

Из сторонников — во враги

Проблема была в том, что тесты разрабатывал сам Центр и не очень было понятно, как соотносились они со школьной программой и насколько разные варианты одинаковы по сложности. В Минобре создали Федеральный институт педагогических измерений, который стал разрабатывать тесты, которые теперь стали величаво именовать контрольно-измерительные материалы. Нужны были разные по наполнению, но единые по сложности задания, которые бы выполняли школьники на Дальнем Востоке и в Калининграде. Но чтобы дальневосточники не могли слить сверстникам на Балтике задания с правильными решениями, использовав разницу часовых поясов.

Начали применять и компьютерную обработку листов с заданиями, задействовав известную IT-компанию, занимавшуюся компьютерным распознаванием текста — Abbyу. Хлебников, получивший крупный государственный заказ, считал себя монополистом в разработке и обработке тестов. И тут он терял влияние.

Возник конфликт между Федеральным центром тестирования и его заказчиком — созданной к тому времени Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). ФЦТ вновь заинтересовалась прокуратура.

Другие страны

В европейских странах (Австрия, Польша, Чехия и др.) подростки сдают экзамены на получение аттестата зрелости (Matura) и с ним уже поступают в вузы. Европейский аналог ЕГЭ за рубежом можно сравнить с экзаменами A-Level, Abitur или Baccalauréat. Обычно выпускники сдают 3 обязательных предмета и 2 по выбору.

Китайский аналог ЕГЭ называется гаокао. Обязательные предметы: китайский язык, математика и иностранный язык + два по выбору. Гаокао – огромный стресс для китайцев, нарушение правил экзамена карается уголовным наказанием.

В Японии школьники проходят 2 стадии отбора: University Entrance Center Examination (UECE) и вступительные экзамены в университетах. Японский аналог ЕГЭ за рубежом обязателен для поступления во все государственные вузы, от его результатов зависит проходит ли ученик на следующее испытание. 

Аналоги ЕГЭ на постсоветском пространстве: ЗНО (Внешнее независимое оценивание) в Украине, ЕНТ (Единое национальное тестирование) в Казахстане, ЦТ (центральное тестирование) в Беларуси. 

ЕНТ в Казахстане отличается от ЕГЭ тем, что выпускники сразу сдают 5 основных предметов: история Казахстана, математика, казахстанский язык, русский язык + любой на выбор. Максимум за экзамен можно получить 125 баллов, 25 заданий на каждый предмет. Время на выполнение работы 3,5 часа.

Белорусский аналог ЕГЭ за рубежом – ЦТ. Оно было создано по подобию ЕГЭ, но имеет большие отличия. Можно сдавать только 4 предмета из 11, общий балл при поступлении формируется из баллов за тесты и среднего балла аттестата, умноженного на 10.

Украинский аналог ЕГЭ – ЗНО. Основные отличия: 200-балльная система оценивания, ВНО сдают только те ребята, которые поступают в вуз, обязательные предметы – украинский язык и литература.

Подготовка

Читая нашу статью уже сегодня, вы вовремя задумались о подготовке к итоговым испытаниям, которые ожидают вас в 11-м классе.

Опытные преподаватели, за плечами которых годы эффективной подготовки выпускников к сдаче Единого Государственного Экзамена, рекомендуют идти к намеченной цели по такому алгоритму:

К сожалению, практика показывает, что просто хорошего знания предмета мало для успешной сдачи ЕГЭ. Необходима практика решения заданий определенного типа. Приобретая опыт решения билетов ЕГЭ во время подготовки к экзаменам, ученики формируют стратегию выполнения заданий и приобретают уверенность в собственных силах, что является незаменимым помощником в достижении успеха.

Также предлагаем посмотреть видео Всероссийской встречи руководителя Рособрнадзора с родителями, на которой поднимались вопросы, важные для будущих выпускников.

МОСКВА, 18 мая — РИА Новости.
Уровень российского образования по истории необходимо повышать, но обязательный ЕГЭ создаст дополнительную нагрузку на выпускников школ, профессиональные сообщества должны вступать в конструктивные дискуссии по этому поводу, считает заслуженный учитель РФ, академик РАО Евгений Ямбург.

Ранее глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева объявила, что ЕГЭ по истории станет обязательным в 2020 году.

Ямбург в беседе с РИА Новости напомнил, что известный историк и журналист Николай Сванидзе «был в ужасе», когда будущие магистры на факультете журналистики не смогли ответить на элементарные вопросы по истории, связанные с Первой и Второй мировыми войнами. «И здесь можно понять, что, конечно, без этого нет культуры. И понятно, что это надо все усиливать», — сказал Ямбург.

«Многие вузы, даже, казалось бы, профильные, они перешли на обществознание, и там нет этого вступительного экзамена по истории. И в этой ситуации, конечно, с историей стало довольно худо», — добавил эксперт.

Однако академик отметил, что экзамен станет причиной дополнительной нагрузки на выпускников. «Любой дополнительный экзамен увеличивает нагрузку. Это очевидно. И здесь возникает вопрос. Мы никогда не отменим ни русский язык, ни математику. Это очевидно. Предполагается еще ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Здесь еще раз надо проявить взвешенность терпение. Семь раз отмерь — один раз отрежь. И я думаю, что профессиональные сообщества должны это обсуждать и вступать в конструктивные дискуссии», — сказал Ямбург.

Он также отметил, что еще одной проблемой является то, что несмотря на принятый историко-культурный стандарт, пока не ясно до конца, как учителям преподавать спорные и сложные моменты истории. «У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение», — считает Ямбург.

«У нас у каждого сегодня своя история. Представители разных поколений могут исповедовать абсолютно разные взгляды. И в этом сумбуре учитель попадает в очень сложное положение», — считает Ямбург.

При этом академик отметил, что обязательный экзамен планируется ввести только через три года, поэтому есть время принять взвешенное решение и не торопясь прийти к консенсусу.

2015–2017: многочисленные изменения структуры экзамена

В 2015 году добавили устную часть в задания по иностранному языку и убрали блок с вариантами ответов. Экзамен по математике разделили на базовый и профильный уровни. Появилась возможность пересдачи ЕГЭ в текущем году. В 2016 из экзамена по истории убрали все задания с вариантами ответов (1–21), а с 2017 тестовую часть исключили практически из всех экзаменов.

Евгений, 23 года, сдавал экзамен по английскому языку в 2015 году: «Я начал готовиться еще в 10 классе, повторил с репетитором всю грамматику и лексику, а про «говорение» даже не думал. Когда в начале 11 класса сказали, что мы будем сдавать устную часть, я был в шоке. Весь учебный год готовился к говорению: работал над произношением, учил клише, смотрел фильмы и читал книги на английском. Результат меня порадовал: я получил высокие баллы».

Что представляла собой процедура сдачи экзаменов

Испытания зрелости проводились устно и письменно в зависимости от предмета. Письменные экзамены — в форме диктанта или контрольной с задачами по пройденному материалу.

Как проходили письменные экзамены и кто проверял работы

Во всех гимназиях учебного округа письменные экзамены начинались в одно и то же время — в десять часов утра. Опоздавшие не допускались. Аттестации всегда предшествовала общая молитва и зачитывание правил испытаний.

На проверку письменных работ выделялось десять дней. Сначала их смотрели учителя гимназии, делая пометки на полях. В том числе комментарии могли содержать характеристику ученика. После этого контрольные обсуждались в экзаменационной комиссии, которая и выставляла оценку большинством голосов.

Если мнение учителя-предметника и комиссии не совпадали, то он в подтверждение своих слов должен был показать результаты ученика в течение года, его контрольные работы. Но чаще обсуждения велись только формально.

Результаты оглашались сразу после проверки, чтобы не допустить какого бы то ни было внешнего влияния на комиссию. Она же занималась всей бумажной волокитой и отчётностью. Например, заверяла черновые и чистовые варианты работы. Всё делопроизводство велось на бланках гимназии большей частью от руки каллиграфическим почерком, иногда — на печатной машинке.

После оглашения результатов работы проверяли в учебном округе, но уже без возможности исправления оценки. К этой работе привлекали профессоров университетов, членов попечительских советов, инспекторов учебного округа. Они анализировали сами работы и то, как их проверяли в гимназиях. На основе этого составлялись специальные отчёты для Министерства народного просвещения.


Кадр: фильм «1814»

Кто допускался к устным экзаменам и как их проводили

К устным испытаниям по общему правилу допускались только те, кто успешно сдал письменные. Но разрешалось послабление, если экзаменаторы мотивированно доказывали, что в неудаче на письменном экзамене виноват случай (например, гимназист всегда хорошо учился, а тут вдруг случилась осечка). Впрочем, часто это сводилось к банальной отписке в духе: «Ученик не смог продемонстрировать свою зрелость на письменном экзамене, поэтому комиссия хочет проверить его также и на устном».

Система ЕГЭ: как всё начиналось

Может показаться, что ЕГЭ — изобретение последнего десятилетия. Кто-то считает, что он появился в 2005 году.

На самом деле первые экзамены школьники сдали в начале тысячелетия, а разрабатывать его начали ещё в 90-е

Зачем понадобилось вводить новый экзамен, если поступление уже было стрессовым? В пользу системы ЕГЭ было много аргументов:

  1. Обеспечить равные возможности для всех. Раньше сначала сдавали экзамены в школе, потом в университете (или нескольких). На это уходила половина лета. Благодаря поступлению по единому экзамену выпускники из регионов, поступающие в крупные города, не должны тратить время на разъезды.
  2. Уничтожить коррупцию в школах и вузах. Тогда было популярно репетиторство (и взятки) с преподавателем вузов, которые натаскивали на сдачу вступительных в их вузах.
  3. Сделать требования к абитуриентам ясными и одинаковыми. Не нужно было узнавать особенности экзаменов во всех вузах.
  4. Другая причина, по которой что-то поменять в финальном оценивании выпускников — вход России в Болонский процесс. Многие страны мира давно имеют свои аналоги ЕГЭ. Вместе с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру тогдашний минобр и его глава Владимир Филиппов должны были придумать, как по-новому оценивать школьные знания.

Предок современного тестирования лёг на столы учеников в 1997 году. Несколько школ провели эксперимент, в котором выпускники сдавали экзамен добровольно.

Уже в 2002 году ЕГЭ сдавали 16 регионов, в 2003 — 47. Параллельно росло число вузов, которые брали выпускников по результатам ЕГЭ.

Из воспоминаний выпускника 2003 года:

2005 год стал переломным — спустя четыре года после старта эксперимент сочли скорее удачным и решили распространить на всю страну и вузы, но только в 2008 году (потом передвинули на 2009).

Изменения в Задании №16

Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.

Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:

  • в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
  • во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
  • в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
  • в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
  • в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».

Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.

Выводы

  1. В школе экзамен нужен, чтобы проверить качество подготовки выпускников. В вузе экзамен позволяет провести конкурсный отбор среди абитуриентов. ЕГЭ решает обе эти задачи сразу.
  2. И в царской России, и в Советском Союзе, и после «перестройки» выпускники сдавали экзамены. Отметки выставляли по пятибалльной системе, критерии были размытыми, сами проверяющие признавали, что оценивание субъективно.
  3. До введения ЕГЭ в российских вузах процветала коррупция: можно было поступить за деньги или вообще не попасть в вуз, если денег нет.
  4. Школьники из регионов имели меньше шансов стать студентами столичных вузов, ведь каждый вуз проводил собственный экзамен и готовили к нему тоже при вузе. ЕГЭ уравнивает возможности российских выпускников.
  5. Критики отмечают, что в ЕГЭ мало устных ответов, а сам экзамен не охватывает всю школьную программу.
  6. Система экзаменов постоянно меняется, одни вопросы убирают, другие добавляют. Возможно, в ЕГЭ по некоторым предметам через несколько лет будет больше устных заданий.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector