Куратор и галерист павел гудимов

Наталия Мазур

Наталия Мазур — специалист по истории русской литературы XVIII–XX веков, русско-европейским культурным связям и исследованиям визуальной культуры. Она преподаёт в Европейском университете Санкт-Петербурга, а также в некоторых иностранных университетах.

В своих лекциях по искусству она рассказывает, как художники изображали время, почему Марк Твен ругал «Венеру Урбинскую» Тициана или, например, чем картина Эдуарда Мане напугала первых зрителей. Записи её лекций хранятся на YouTube-канале Arza­mas. Также на сайте образовательного проекта можно найти короткие аудиолекции, если вам неудобно смотреть видео. Каждый выпуск посвящён одному произведению искусства.

Профессии, связанные с высокими технологиями

Профессии, связанные с изобразительным искусством, в современном мире давно перекочевали в область высоких технологий. Теперь чтобы создавать красивые картины, совсем необязательно брать в руки кисточку и краски. Планшет и умение обращаться с техникой — всё, что нужно продвинутому художнику.

Представители данного направления профессий:

  • архитекторы;
  • различные дизайнеры;
  • иллюстраторы;
  • 3D-аниматоры;
  • игровые художники;
  • визуализаторы;
  • мультипликаторы;
  • веб-дизайнеры;
  • клипмейкеры.

Наиболее увлекательные, на наш взгляд, профессии аниматора и клипмейкера. Давайте расскажем о них подробнее.

3D-аниматор

3D-аниматор — это художник, который создаёт современную компьютерную графику. По словам режиссёра Фёдора Хитрука, эту профессию сложно с чем-то сравнивать. Ведь грамотный аниматор сочетает в себе навыки и знания художника, актёра, музыканта и даже иллюзиониста.

Требования

3D-аниматор должен хорошо разбираться в профессиональных программах, обладать хорошим художественным вкусом, воображением, пространственным мышлением, знать законы гармонии, чтобы воссоздавать реальность с помощью технологий. Помимо этого, такой специалист должен уметь работать в команде, ведь создание фильмов или видеороликов — это результат работы большого количества профессионалов.

Куда можно устроиться на работу

  • киностудии;
  • студии мультфильмов;
  • телевидение;
  • IT-компании;
  • рекламные агентства.

На старте специалистам предлагают 20 000 рублей. Но заработать в этой области можно, если устроиться в престижную компанию и, например, создавать анимацию для компьютерных игр.Креативный подход приветствуется во всех сферах

Клипмейкер

Одна из современных профессий в области науки и культуры — это работа клипмейкора. Данный специалист создаёт видеоролики для шоу-бизнеса и рекламных агентств. Его основная задача — за ограниченное количество времени передать самую важную информацию, сделав при этом яркий и запоминающийся продукт.

Требования

Такой специалист должен обладать творческим мышлением, генерировать нестандартные идеи и уметь воплощать их в жизнь. Для этого необходимо знать и постоянно изучать программы и приложения, которые дают возможность делать клипы с необычными эффектами. Ведь технический прогресс не стоит на месте и постоянно появляется что-то новое. Также клипмейкер работает с музыкой и должен чувствовать ритм, подбирать соответствующий музыкальный ряд.

Куда можно устроиться на работу

  • телевидение;
  • радиостанции;
  • собственная студия.

Так как крутые клипмейкеры создают ролики для представителей шоу-бизнеса, их гонорар может достигать 1 500 000 рублей. Есть к чему стремиться.

Требования к искусствоведу

Основные требования, предъявляемые к специалисту:

  • высшее образование;
  • любовь к своему делу;
  • умение адаптироваться в определённых ситуациях, с применением новых предложений к решению возникшей проблемы;
  • умение качественно работать с документами;
  • способность в сжатые сроки справляться с большим объёмом работы.

Высшие учебные заведения выпускают специалистов, обеспечивая их начальными, базовыми знаниями, и только от нас зависит, станем ли мы профессионалами в своём деле или нет. Искусствовед — это человек с уникальной памятью, которая хранит в себе большое количество терминов, названий, имён, дат; человек, который способен по одному отрывку произведения определить, какому автору он принадлежит и к какому времени его относят; человек, который пишет эссе, статьи на определённые темы, посещает галереи и выставки, принимает участие в их подготовке.

То есть работа кураторов уже вышла за пределы «залов с картинами»?

Если ты не мыслишь широко, можешь просто не найти свою аудиторию и поддержку коллег. Но настоящие профессионалы никогда не работают исключительно на реакцию людей. Это очень низкий уровень. Куратор работает для того, чтобы обеспечить процесс творчества и сделать его доступным.

Функция музея — приглашать людей, втягивать, объяснять. Но музейное кураторство не ограничивается только искусством. Музеев невероятное количество, есть синтетические — которые объединяют разные феномены.

Например, музейный комплекс Цольферайн. В него входят музей дизайна Red Dot, музей Рурского региона, «музей музеев» Ильи и Эмилии Кабаковых, концептуальные павильоны, лес скульптур, выставочные залы.

Кураторы Цольферайн активно внедряют лайт-арт инсталляции. Мне очень нравится, как они работают с изменением функции постиндустриального объекта. Например, охладительные водоемы бывших шахт на время превращают в плавательные бассейны. Это уже инсталляция, люди вовлекаются во взаимодействие.

Еще был интересный проект у Музея декоративного искусства в Париже. На один из его юбилеев в холле поставили огромный бассейн и наполнили его шариками, чтобы люди могли в них «плавать». Посетителей была масса.

Это был одновременно и дизайн, и научный эксперимент, и перформанс, и вызов. На других этажах были другие выставочные проекты — музей ни в коем случае не отказывался от своей прямой функции: научной и исследовательской.

Становление, структура и методологические проблемы науки об искусстве

Первые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху, например, Платоном и Аристотелем. Среди трудов античных авторов имеются практические руководства по искусству, например архитектуре (Витрувий), описание путешествий (итерология) и художественных памятников (Павсаний, Филострат Старший). Обширный трактат по античному искусству (в широком значении этого слова)создал Плиний Старший. Ряд важнейших трудов появился в эпоху Возрождения. Вначале это были биографии художников. Наиболее яркий пример — «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) Джорджо Вазари.

«Отцом искусствознания» называют И. И. Винкельмана, хотя его труд «История искусства древности» (1764) касается лишь описания отдельных произведений древнеримской скульптуры (искусство Древней Греции в то время оставалось неизученным). Ценный вклад в развитие науки об искусстве внесли западноевропейские просветители XVIII века Дени Дидро, Г. Э. Лессинг и другие. В отличие от историографического и биографического подхода к истории искусства, родоначальником которого является Дж. Вазари, историю искусства как историю стилей и школ, а также эволюцию художественных форм, первым стал рассматривать в конце XVIII века аббат Луиджи Ланци.

В XIX—XX веках искусствоведение получило широкое развитие, в науке об искусстве сложился целый ряд школ и направлений. Фундаментальную роль в образовании искусствоведения сыграл Пётр Гнедич; позже значительные исследования в области искусствоведения были выполнены Якобом Буркхардтом (Швейцария), Вильгельмом Любке, Алоизом Риглем, Генрихом Вёльфлином, Антоном Шпрингером, Карлом Вёрманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Аби Варбургом, Гансом Зедльмайром и многими другими. Во второй половине XIX века в России сложилось историко-критическое направление, представители которого под воздействием революционно-демократической эстетики, считали важнейшим идейное содержание искусства. Другое направление в эстетике, публицистике и критике искусства было связано с русской религиозной философией. Таковы работы Ф. И. Буслаева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. П. Кондакова. Становление российской школы атрибуции и реставрации произведений искусства связаны с именем И. Э. Грабаря

В результате интенсивного развития иконографического, иконологического, семиотического, психологического подходов к изучению искусства как художественного феномена в ХХ веке достаточно ясно определились основные разделы новейшего искусствознания. Онтология искусства изучает предметное бытование произведений, аксиология и феноменология искусства — специфику восприятия произведений, морфология — критерии и особенности подразделения художественной деятельности на роды, виды, разновидности и жанры. Отдельными темами являются возможности применения точных методов, междисциплинарная методология, например, при изучении новейших форм актуального искусства и дизайна, отношения традиционного искусствознания, современной философии искусства и культурологии.

В Новейшее время само существование науки об искусстве подвергается сомнению, поскольку применение точных методов, математических алгоритмов и формальной логики в этой области весьма ограничено. Так, С. С. Ванеян справедливо отмечал, что «История искусствознания в ХХ веке — это история не совсем удачной попытки рождения новой научной дисциплины… Ничто не позволило искусствознанию стать отдельной и самостоятельной наукой об искусстве… По всей видимости, само искусство, художественное творчество — творцы и их творения — по природе своей не есть что-то самостоятельное и независимое, как хотелось думать эстетизму XIX столетия». Автор делает вывод, что так называемая наука об искусстве представляет собой, скорее, не теорию, а методологию творчества. По мнению А. К. Якимовича «искусствоведение уже в первые десятилетия XX века стало все более настоятельным образом разворачиваться в сторону „культурологии“». В. Г. Власов назвал постренессансное искусство и современное искусствознание диссипативной (открытой, неравновесной) системой

В этой системе по-прежнему важное значение имеют субъективные интерпретации и описательные приемы. Особенную актуальность приобретают проблемы иконического в искусстве, отношений профессионализма и дилетантизма, художественной критики, эксплицитной и имплицитной эстетики.

Где работают искусствоведы

Искусствоведение – крайне обширная отрасль, поэтому мест для трудоустройства у этих специалистов крайне много. Наиболее распространенные организации:

  1. музеи;
  2. художественные галереи;
  3. научно-исследовательские институты;
  4. профильные учебные заведения, а также центры дополнительного образования и переподготовки;
  5. антикварные салоны;
  6. аукционы, специализирующие на произведениях искусства.

В ряде случаев искусствоведы могут работать и на телевидении, и заниматься научно-просветительской работой среди населения. Кроме того, искусствоведы с художественным образованием занимаются реставрационными работами, либо организуют выставки современных художников.

Михаил Каменский

Ключевая тема: арт-рынок

Экс-глава аукционного дома Sotheby’s в России — один из самых очевидных ораторов на тему арт-рынка. Регулярно читает лекции в Третьяковской галерее, «Гараже», НИУ ВШЭ и многих других площадках. Каменский рассказывает об истории и основных принципах арт-рынка, ценообразовании на работы разных художников, понятии «бренда», «провенанса» в искусстве. Лекции Михаила всегда сопровождаются инсайдерскими деталями — примерами реальных аукционных продаж с подробными историями поступления на торги.

Отдельный жанр — настоящие арт-расследования в размеренном и обстоятельном изложении Каменского. К примеру, знаменитый сюжет о том, как Виктор Вексельберг засомневался в подлинности работы Бориса Кустодиева «Одалиска», которая продавалась на Christie’s, и отсудил у аукционного дома три миллиона фунтов стерлингов.

Михаил Каменский

Фото предоставлено пресс-службой ГТГ

Кто такой искусствовед

Искусствовед — это человек, который сведущ в искусстве и получил соответствующее высшее образование. Он может работать в музее, фонде искусства или аукционном доме, а ещё заниматься научной или преподавательской работой.

В качестве музейного работника искусствовед вместе с коллегами занимается хранением коллекций, проводит выставки, читает лекции для детей и взрослых. В небольших организациях искусствовед и швец, и жнец. В крупной галерее это научный сотрудник, который исследует и описывает произведения искусства. Например, пресс-релиз выставки на большой площадке готовит пиарщик, а искусствовед пишет каталог — размышление или историческое исследование на тему экспозиции.

В аукционных домах и галереях работают агенты и галеристы. Они общаются с художниками, обсуждают выставки или продажу картин. Для этой работы не всегда требуется специальное образование, но для оценки произведений всё-таки нужен искусствовед.

Высшее образование в сфере искусства можно получить во многих вузах России, например по программам «История искусств», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Искусства и гуманитарные науки». Традиции классического искусствоведения сильны в Италии и Англии: там глубоко изучают работы мастеров старой школы. Центром современного искусства сейчас являются выставочные площадки и университеты США.

Минусы

Как и в каждой профессии, к сожалению, и здесь есть свои недостатки. Первый – это относительно невысокая зарплата и отсутствие возможности быстрого карьерного роста.

Вторым является наличие высшего образования. Такие знания можно получить исключительно в вузе, поэтому путь к практике нельзя назвать быстрым и легким (придется потратить пять лет).

Огромным минусом является высокая степень ответственности. Искусствоведы не имеют права на ошибку, поскольку они часто устанавливают подлинность и оценивают уникальные предметы, которые затем выставляются на торги. Речь идет не только о репутации специалиста, но и, в некоторых случаях, уголовной ответственности, поскольку профессионала могут заподозрить в личной заинтересованности.

Должны также присутствовать такие качества характера, как предельная внимательность, аккуратность, скрупулезность, отменная память и прочие черты, без которых искусствовед состояться не может. Далеко не у каждого человека есть возможность проявить себя с данной положительной стороны.

Участие в специальных проектах: как новичку продвинуться по карьерной лестнице

Впереди пенсия, а баллов не хватает — государство продает их будущим пенсионерам

Как Рианна стала успешным предпринимателем: секрет в разнообразии

Как стать искусствоведом

Работа искусствоведом немыслима без получения должного профильного высшего образования. Высшее образование по специальности можно получить в следующих вузах:

  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов;
  • Русская христианская гуманитарная академия;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
  • Институт гуманитарного образования и информационных технологий.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Данные высшие учебные заведения подготавливают молодых работников, специализирующихся в области истории и теории отечественного и мирового искусства, архитектуры, дизайна, театра, кинематографа. Здесь изучают историю моды и обучают специалистов галерейному делу, антикварному делу, производить экспертизу художественных творений.

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.

Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.

Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.

Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного

Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.

Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.

Центры документации, архивы и библиотеки

Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.
  2. Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики». Факультеты: гуманитарных наук; коммуникаций, медиа и дизайна.
  3. Российский гуманитарный госуниверситет. Факультет истории искусства. Институт филологии и истории.  
  4. Московский академический художественный госинститут им. В. Сурикова. Факультет теории и истории изобразительного искусства.
  5. Московская художественно-промышленная госакадемия им. С. Строганова. Факультет искусства реставрации.
  6. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет искусствоведения.
  7. Санкт-Петербургский академический госинститут живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Факультет теории и истории искусств.
  8. Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет свободных искусств и наук. Институт истории.
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина. Гуманитарный институт.
  10. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Институт искусств и культуры.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Профессия искусствовед

Простому человеку, будь то зритель, слушатель или читатель достаточно трудно ориентироваться в многоликом мире искусства. Вот тут на помощь приходит искусствовед, выполняющий функции связующего звена между человеком и художником. Он предоставляет обширную информацию об авторах и их произведениях, помогая человеку как можно четче выразить мысли, которые появляются у него при встрече с искусством.

Искусствовед, вводя людей в мир искусства, знакомит их с новинками этой сферы, помогает находиться в гуще всех событий из области культуры. Надо отметить, что у профессии искусствоведа имеется достаточно много специализаций, напрямую связанных с литературоведением, театроведением, киноведением, музыковедением.

Людей данной профессии, в какой бы области они не работали, отличают глубокие теоретические знания, чисто аналитический образ мышления, а также неистребимая любовь к искусству.

А вот непрофессионализм искусствоведа чаще всего можно заметить по критике. Например, при чтении проблематичной статьи или какой-то рецензии можно сразу заметить, что автор просто следует привычным для общества стереотипам, а вовсе не высказывает свои мысли. В таком случае довольно трудно добиться объективности, а ведь читателю надо еще сделать свой собственный вывод

Поэтому особенно важно, чтобы искусствовед был морально ответственен за качество своей работы: будь то статья, рецензия, эссе, оценка экспозиции музеев, выставок или же просто обычная консультация по вопросам искусства

Искусствоведы часто оказывают помощь режиссерам художественных и документальных фильмов в создании облика ушедших эпох, а еще к ним часто обращаются сотрудники таможенных или следственных органов для определения ценности предметов искусства.

Кроме того такие специалисты нужны издательствам, а также тем институтам, которые занимаются научно-исследовательской работой. Можно заниматься еще рекламированием искусства, проводить экскурсии, читать лекции, вести кружки специализированной тематики.

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн-заводе «Флакон» (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия искусствовед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Тяжело в работе…без практики

Любой труд сопряжен с рядом начальных знаний, умений, навыков. И наша задача состоит в том, чтобы овладеть ими до уровня настоящего профессионала своего дела. Так, искусствовед — это человек, который обязан запоминать большое количество информации (имен, названий, терминов, дат); писать статьи, руководства, эссе, рецензии на определенные темы; по отрывку произведения определять, кому и какому периоду оно принадлежит. Поэтому работа эксперта в области искусства невозможна без практики. В его задачи входит обязательное посещение галерей, выставок, экспозиций, а также непосредственное участие в их подготовке и организации с целью получения неоценимого опыта

Также важно совмещать свои теоретические знания с применением на практике. Если вы собираетесь писать отзыв или научный труд о каком-нибудь великом творении, то нужно постараться увидеть его своими глазами

Для тех, кто собирается стать экспертом, специализирующимся в определенной области (раритетные вещи, определенная эпоха, стиль, направление), такой подход в работе особо актуален. Он позволит наиболее точно показать весь свой профессионализм.

Описание профессии

Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

История возникновения

Искусствоведение (-знание) — это наука, которая зародилась в древние времена. Об этом мы можем судить по трактатам Аристотеля, Платона или Сократа, живших еще до нашей эры. В то время искусствоведение не было самостоятельным учением, и скорее носило познавательный характер, являлось частью философии и религии тех времен.

Свой расцвет наука искусствознания получает во времена Цицерона (I век до н. э.), а начало нашей эры ознаменовалось художественными работами Азии. В Средние века мир искусства становится частью теологических умозаключений Августина и Фомы Аквинского. Но особым и основным временем в становлении арт-науки явилась эпоха Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли), когда были созданы настоящие шедевры, являющиеся сейчас главными наглядными примерами для знатоков высокого искусства.

В XVIII веке искусствоведение оформляется в самостоятельную дисциплину, прародителем которой считается немецкий историк, любитель старины — Иоганн Винкельман. В это же время появляются первые эксперты в области мировых творений. А уже как профессия искусствоведение стало формироваться на рубеже XIX—XX веков. Сегодня эту специальность может освоить любой желающий, благо учреждения, воспитывающие будущих знатоков мировых шедевров и раритетов, расположены по всему миру. Лучше, конечно, выбирать вузы, находящиеся вблизи выдающихся работ, например, в Европе или России.

Олег Ойстрах и Татьяна Ойстрах-Демидова

Искусствоведы, создатели проекта «Открытая книга мирового искусства»

– Искусство – хитрая и коварная сфера: она пускает в себя всех, но это на первый взгляд, так как  понять себя дает только подготовленным зрителям. К картинам нужно идти осознанно, когда в этом есть потребность, – только так вы получите наслаждение. А потребность формирует знание, которое мы чаще всего получаем через книги, – говорит Олег Григорьевич.

– Почему книга, а не интернет? Во-первых, статьи в интернете мы часто не читаем, а просматриваем по диагонали. Книга же заставляет сесть и начать погружаться в текст, – добавляет Татьяна Леонардовна. – Во-вторых, потому что в интернете вы вряд ли быстро найдете достойную статью, в которой будет нечто большее, чем пересказ биографии художника. А хорошие книги по искусству пишут профессионалы, которые погружены в эту сферу не один день или месяц.

Искусство, в отличие от любого другого вида деятельности, о котором пишут книги, требует постоянного в нем пребывания тех, кто этим занимается. Поэтому хороших книг немного, основополагающих – тем более.

В нашей библиотеке есть книги сугубо профессиональные, искусствоведческие, но вам мы показываем те, что подойдут для чтения человеку любой профессии и возраста, у которого есть желание познать мир искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector