Разбор 8 задания егэ по информатике

Содержание:

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов

Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

Что это такое?

Здесь представлены материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике.
В отличие от известной литературы, для большинства задач из демо-вариантов ЕГЭ
сравниваются несколько способов решения,
анализируются их достоинства и недостатки, возможные проблемы и
«ловушки». Приведены рекомендации, позволяющие выбрать
эффективные методы решения каждой конкретной задачи.

Автор признателен
О.А. Тузовой (г. Санкт-Петербург) за обсуждение
этих материалов и конструктивную критику. Спасибо всем, кто присылал и
присылает мне замечания, предложения, сообщения об опечатках и неточностях.

Особая благодарность Н.Н. Паньгиной (г. Сосновый Бор) за
взаимовыгодное сотрудничество и разностороннюю поддержку проекта.

Автор будет благодарен за новые отзывы по поводу представленных
здесь материалов для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Если вы заметили ошибку или у вас просто есть что
сказать по существу вопроса, .

Объяснение заданий 1 ЕГЭ по информатике

1-я тема характеризуется, как:
— задания базового уровня сложности,
— требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,
— время выполнения – примерно 3 минуты,
— максимальный балл — 1
  Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 3 и задание № 7 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Как и в большинстве простых заданий, основные ошибки происходят из-за торопливости и невнимательности»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

Структурирование информации и информационные модели

Рассмотрим кратко необходимые для решения 1 задания ЕГЭ понятия.

Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.

Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):

множество:

перечисление элементов, собранных по характерному признаку;

Вася, Петя, Коля
1, 17, 22, 55

В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.

линейный список

Важна упорядоченность следования элементов.

таблица

В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):

дерево или иерархия объектов

Уровни в дереве

Рассмотрим родственные отношения в дереве:

«Сыновья» А: B, C.

«Родитель» B: A.

«Потомки» А: B, C, D, E, F, G.

«Предки» F: A, C.

Корень – узел без предков (A).Лист – узел без потомков (D, E, F, G).Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).

файловая система (иерархия)

Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:

Получим дерево:

графы

Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:

Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Граф, отображающий дороги между поселками

матрица и список смежности

Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

Связный граф

Дерево

Дерево — связный граф без циклов

взвешенные графы и весовая матрица

У взвешенных графов указан «вес ребра»:

Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Весовая матрица

Поиск кратчайшего пути (перебор)

Определение кратчайшего пути между пунктами A и D

  • В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
  • Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
  • На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

Егифка :

Теория для 2 задания ЕГЭ по информатике

Основная тема задания №2 — алгебра логики. С неё и начнём

Для успешного решения номера вам важно знать 3 теоретических момента:

  1. Основные логические операции
  2. Порядок логических операций

  3. Законы логики

Основные логические операции

1. Инверсия «НЕ»
Логическое отрицание
Обозначения: ¬А, Ā
Меняет значение на противоположное

Таблица истинности для инверсии

2. Конъюнкция «И»
Логическое умножение

Обозначения: А∧В, А & В, А и В, AB

Принимает значение «истина», когда все значения единицы.

Хотя бы один 0 обнуляет всё.

Таблица истинности для конъюнкции

3. Дизъюнкция «ИЛИ»
Логическое сложение

Обозначения: А∨В, А | В, А или В

Принимает значение «истина», когда хотя бы одна единица. «Ложь», когда все нули.

Таблица истинности для дизъюнкции

4. Импликация «Если, то»
Следование

Обозначения: А→В, А => В

Из истины следует истина, из лжи что угодно

Таблица истинности для импликации

5. Эквивалентность «Равны»
Тождество

Обозначения: А≡В, А В

Иcтина, когда значения одинаковы. Ложь, когда различны

Таблица истинности для эквивалентности

Законы логики

Законов логики существует огромное количество, но именно для ЕГЭ достаточно знать 10 законов из данной таблицы. Некоторые из них очевидные, некоторые придётся выучить.

Законы логики

Что изменилось в 2022 в ЕГЭ по информатике?

В сравнении с прошлым годом, изменения в ЕГЭ по информатике 2022 не кажутся такими пугающими. Формат экзамена сделали еще более цифровым, избавив от пережитков «бумажного» прошлого: вместо расписывания условий в №3 и №17 добавили для работы файлы с базами данных.

Также немного изменили шкалу оценивания: теперь максимальный балл за работу — 29, а не 30, как было в прошлом году. Сокращение произошло из-за задания №25, которое теперь оценивается в один балл.

Новые варианты

Модель изменения в ЕГЭ по информатике 2022 не предполагает кардинально новых вариантов или заданий. По сути, речь идет о цифровизации заданий №3, которое было копией бумажного, и №17. В остальном, варианты 2021 и 2022 года абсолютно аналогичны.

Изменения в заданиях

В задание №3 добавлен файл, содержащий простейшую базу данных — несколько таблиц. Опираясь на него, нужно выполнить несколько условий задачи и получить ответ.

В задание №17 также добавлен файл. Он содержит последовательность целых чисел, которую необходимо будет использовать для обработки массива. Также в задании есть пример решения для другой последовательности. В ответ потребуется записать пару чисел, требуемую по условиям задачи.

Максимальный балл за каждое из измененных заданий — 1.

Критерии оценивания

Изменились критерии оценивания задания №25. Это задание на написание программы, удовлетворяющей условиям задачи, для вывода определенных строк. Теперь, если выводимые строки попадают в ключ, то задача оценивается в один балл. Если нет, в ноль баллов.

Перевод баллов

Так как изменения в ЕГЭ по информатике 2022 коснулись и количества баллов за экзамен, то установить точную шкалу перевода первичных баллов во вторичные пока невозможно. Она будет сформирована после проверки экзаменационных работ и напрямую зависит от успешности выполнения выпускниками тех или иных заданий варианта.

Системы счисления и представление информации в памяти ПК

Двоичная система счисления

Перевод чисел из 10-й системы счисления в двоичную:

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в двоичную

Егифка :

Перевод чисел из 2-й системы счисления в 10-ую:

Перевод чисел из 2-й сист. сч-я в 10-ую

Егифка :

При работе с большими числами, лучше использовать разложение по степеням двойки:

Разложение по степеням двойки

Егифка :

Восьмеричная система счисления

Перевод чисел из 10-й системы счисления в 8-ую

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в 8-ую

Перевод чисел из 8-й сист. сч-я в 10-ую

Перевод чисел из 8-й системы счисления в 10-ую

Перевод чисел из 8-й сист. сч-я в 2-ую и обратно триадами

Перевод из 8-й сист. сч-я в 2-ую и обратно триадами

Егифка :

Шестнадцатеричная система счисления

Перевод чисел из 10-й системы счисления в 16-ую

Перевод из 10-й сист. сч-я в 16-ую

Перевод из 16-й системы счисления в 10-ую

Перевод из 16-й сист. сч-я в 10-ую

Перевод чисел из 2-й сист. сч-я в 16-ую и обратно тетрадами

Перевод из 2-й с. сч-я в 16-ую и обратно тетрадами

Егифка :

Полезности для двоичной системы счисления:

  • числа, которые в 2-ной системе счисления оканчиваются на — четные, на 1 — нечетные;
  • соответственно, числа, которые делятся на 4, будут оканчиваться на 00, и т.д.; таким образом, выведем общее правило:
    числа, которые делятся на 2k, оканчиваются на k нулей
  • если число N находится в интервале 2k-1 ≤ N k, в его двоичной записи будет ровно k цифр, например, для 126:
26 = 64 ≤ 126 7,    126 = 11111102  (7 цифр)

если число имеет вид 2k, то оно записывается в двоичной системе как единица и k нулей, например:

32 = 25 = 1000002

если число имеет вид 2k-1, то оно записывается в двоичной системе k единиц, например:

31 = 25-1 = 111112

если известна двоичная запись N, то двоичную запись числа 2•N можно легко получить, приписав в конец ноль, например:

15 = 11112, 	30 = 111102,         60 = 1111002, 	120 = 11110002

Необходимо также выучить степени двойки, увеличивая степень справа налево:

1024 512 256 128  64  32  16  8   4   2   1
210   29  28   27   26  25  24  23  22  21  2

желательно выучить таблицу двоичного представления цифр от 0 до 7 в виде триад (групп из 3-х битов):

X10,X8    X2
0	000
1	001
2	010
3	011
4	100
5	101
6	110
7	111

желательно знать таблицу двоичного представления чисел от 0 до 15 (в шестнадцатеричной с-ме – 0-F16) в виде тетрад (групп из 4-х битов):

X10     X16      X2
0	0       0000
1	1       0001
2	2       0010
3	3       0011
4	4       0100
5	5       0101
6	6       0110
7	7       0111
8	8	1000
9	9	1001
10	A	1010
11	B	1011
12	C	1100
13	D	1101
14	E	1110
15	F	1111

Перевод отрицательного (-a) в двоичный дополнительный код выполняется следующим образом:

  • нужно перевести a-1 в двоичную систему счисления;
  • сделать инверсию битов: заменить все нули на единицы и единицы на нули в пределах разрядной сетки

Литература

  1. Каймин В.А. Информатика. Учебник для поступающих. М.:Проспект, 2009.
  2. Каймин В.А. Информатика. Пособие к экзаменам. М.: РИОР, 2008.
  3. Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М, 1998-2008.
  4. Каймин В.А., Касаев Б.С. Информатика: Практикум на ЭВМ., М, ИНФРА-М, 2001-2003.
  5. Макарова Н.В. Информатика. Учебник для студентов.М., Финансы и Статистика, 1998.
  6. Макарова НВ. Информатика. Практикум по работе на компьютере. М., Финнансы и Статистика, 1998.
  7. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2006.
  8. Семакин, Хеннер Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2007.

Советы по решению задания № 27

Здесь нужно написать эффективный алгоритм. Это значит, что с помощью вашего алгоритма можно быстро получить ответ. Раньше эффективность оценивали эксперты, теперь же эффективность определяется временем экзамена. В задании два исходных файла. В одном короткая последовательность, например, не более 100 чисел, а в другом длинная последовательность, сотни тысяч элементов. Если за 4 часа вы не получили ответ на длинной последовательности, то алгоритм не эффективен. Вы получите только 1 балл, если на короткой последовательности будет верный ответ.

Лучше сначала написать неэффективный алгоритм. Как правило, это не занимает много времени и усилий. При этом вы гарантированно получите один балл. Если стремитесь к максимальному количеству баллов, после этого переходите к созданию эффективного алгоритма.

Публикации по решению задач ЕГЭ по информатике

  • К.Ю. Поляков.

    Динамическое программирование в задачах обработки последовательностей ЕГЭ по информатике.

  • К.Ю. Поляков.

    Методы решения логических уравнений в задачах ЕГЭ по информатике: сравнительный анализ.

  • К.Ю. Поляков.

    Задачи на анализ логических выражений в ЕГЭ по информатике. //
    Информатика в школе, № 9, 2019, с. 29–35.

  • К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.

    Как нам реогранизовать ЕГЭ по информатике? //
    Информатика в школе, № 3, 2019, с. 2–7.

  • А.Н. Сидоров

    Задача 18 ЕГЭ по информатике: логическое выражение с делимостью.

  • Н.Л. Конина

    Задачи 18 с делимостью.

  • Н.И. Герасименко

    Задачи 18 с делителями в КИМ ЕГЭ по информатике.

  • К.Ю. Поляков

    Линейное (и нелинейное) программирование в задаче 18 ЕГЭ по информатике (презентация).

  • К.Ю. Поляков,

    Битовые операции в задаче 18 КИМ ЕГЭ по информатике. Часть 2.

  • К.Ю. Поляков,

    Множества и логика в задачах ЕГЭ //
    Информатика, № 10, 2015, с. 38-42.

  • К.Ю. Поляков, М.А. Ройтберг.

    Системы логических уравнений: решение с помощью битовых цепочек //
    Информатика, № 12, 2014, с. 4-12.

  • Е.А. Мирончик.

    Метод отображения — видимая часть айсберга //
    Информатика, № 10, 2019, с. 43-52.

  • Е.А. Мирончик.

    Алгебра предикатов и построение геометрических моделей на ЕГЭ по информатике //
    Информатика, № 3, 2019, с. 40-47.

  • Е.А. Мирончик.

    Графы и системы логических уравнений //
    Информатика, № 8, 2016, с. 35-39.

  • Е.А. Мирончик.

    Люблю ЕГЭ за B15, или Ещё раз про метод отображения //
    Информатика, № 8, 2014, с. 26-32.

  • Е.А. Мирончик.

    Метод отображения //
    Информатика, № 10, 2013, с. 18-26.

Самостоятельная подготовка

Многие одиннадцатиклассники останавливаются на самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. При достаточном знании предмета, системности и настойчивости, используя дополнительные ресурсы, вполне возможно выйти на достойный балл. Такой способ подготовки характерен для школьников, которые не имеют финансовых возможностей на курсы или репетитора, а также для учеников, не стремящихся к максимально высокому результату.

Помочь в освоении материала могут школьные учителя, некоторые из них охотно согласятся поработать со своим учеником дополнительно совершенно бесплатно. Используя документы ФИПИ, печатные пособия и онлайн-ресурсы, правильно спланировав подготовительный процесс, можно рассчитывать не только на получение школьного аттестата, но и на баллы, достаточные для подачи документов в вуз.

Демоверсия, спецификация, кодификатор

Кодификатор состоит из двух разделов. В первом перечислены все элементы содержания, которые будут проверяться в ходе испытания. Следует отметить, что не все вопросы, изучавшиеся в школе, вошли в данный перечень, поэтому рациональнее будет готовиться к ЕГЭ именно по кодификатору.

Во втором разделе перечислены умения и навыки, которыми должен обладать участник ЕГЭ. Сюда входит способность моделировать процессы, интерпретировать их результаты, работать с информацией при помощи различных систем, пользоваться языками программирования, соблюдать технику безопасности и др.

Спецификация дает понимание того, как будет происходить весь процесс сдачи экзамена. Школьник из этого документа узнает актуальную информацию по таким вопросам:

  • структура экзаменационной работы, распределение заданий по содержательным разделам и уровню сложности;
  • изменения по сравнению с предыдущим годом;
  • регламент проведения испытания и разрешенные к использованию дополнительные материалы;
  • система оценивания отдельных упражнений и в целом всей работы.

Демоверсия – это третий документ из основного пакета. Он представляет собой демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов. Школьник здесь найдет инструкцию по выполнению работы, необходимые разъяснения, а также версию всех заданий КИМ. Ученик может проверить свои силы, выполнив упражнения, а затем сверить их с правильными ответами, приведенными в конце. Также он увидит, как должна выглядеть запись ответа по каждому из заданий.

Печатные пособия

Для подготовки к ЕГЭ по информатике учащиеся могут воспользоваться актуальными печатными пособиями. Ведущие издательства страны сотрудничают с разными авторами и конкурируют между собой, стараясь как можно раньше представить актуальные учебники. Пройдемся кратко по наиболее популярным изданиям:

  • Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ЕГЭ-2021. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами»;
  • Л.Н. Евич «Информатика и ИКТ. 9-11 классы. Карманный справочник»;
  • И.А. Трофимов, О.В. Яровая «ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
  • В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушин «ЕГЭ. Информатика. 11 класс. Готовимся к итоговой аттестации».

Кроме того, теоретические материалы можно найти в школьных учебниках за предыдущие годы.

Онлайн-ресурсы

При организации самостоятельной подготовки не стоит забывать и об интернет-ресурсах, которые становятся все более популярными. На них можно найти задания разной сложности, варианты их решения и комментарии, дополнительную полезную информацию, советы школьникам и их родителям.

Назовем несколько сайтов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по информатике в 11 классе:

Как готовиться к экзамену

Изучите сайт Константина Полякова: https://kpolyakov.spb.ru/. Там собрана самая полная и актуальная информация по ОГЭ и ЕГЭ «Информатика и ИКТ».
Изучите КИМ на сайте ФИПИ. В кодификаторе перечислены все темы, которые проверяются на экзамене, в спецификации подробно изложено, какие знания и навыки проверяются на экзамене, какой сложности задания и в чём особенности их выполнения в новом формате. Демоверсия помогает понять формат и тематику заданий: .
Познакомьтесь с демонстрационной версией станции КЕГЭ — ЕГЭ в компьютерной форме: http://kege.rustest.ru

Обратите внимание на задание № 10 на работу с текстовым редактором. Раньше такого задания в экзамене не было

Суть задания: найти стандартными инструментами редактора необходимую информацию. Например, подсчитать, сколько раз в тексте встречается слово, заданное в условии.
Уделите время изучению электронных таблиц. Раньше на таблицы было одно простое задание. Теперь же с помощью таблиц нужно решить несколько заданий, и часть из них уже не настолько элементарны.

Хроника

2020: ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах

ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах. Об этом 28 августа 2020 года на общероссийском родительском собрании сообщил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев.

Информатика у нас в этом году впервые будет проходить на компьютерах, эта технология апробирована, — заявил он (цитата по ТАСС Информационное агентство России).

ЕГЭ по информатике впервые проведут на компьютерах

Музаев добавил, что техника во всех российских школах, где будет проходить экзамен по информатике, будет обновлена.

Прежде ЕГЭ по информатике сдавали на бумажных бланках, как и остальные экзамены. Ученикам нужно было ответить на 23 вопроса и решить несколько задач. За каждый правильный ответ можно получить только один балл. Во второй части ученику необходимо решить четыре задачи с развернутым ответом. Общий балл за правильно решенную вторую часть составляет 12.

Ранее подведомственный Рособрнадзору Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена в 2021 году.

Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов. С их помощью будущие участники ЕГЭ и их преподаватели могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

Новая система сдачи экзамена поменяет и принципы подготовки к нему и для школьников, и для учителей. По словам Музаева, Рособрнадзор был готов к переходу на новую технологию еще четыре года назад, но существовали опасения, что не все регионы смогут справиться и техники не хватит. К концу августа 2020 года таких опасений нет, основной этап подготовки школ к проведению экзамена по информатике на компьютерах завершился. В течение учебного года для будущих выпускников планируют провести несколько «репетиций» по использованию ПК на едином государственном экзамене.

О структуре экзамена

В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий, но теперь это все задания с кратким ответом. За задания 1-25 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 29 первичных баллов, по сравнению с 30 баллами в 2021 году. 

Все задания школьникам нужно решить за 3 часа 55 минут.

На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, кодирование информации и поиск данных в файлах.

В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что учить в каждом блоке.

Программирование

Программирование встречается в восьми заданиях — а именно в 6, 16, 17, 22, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.

Логика

Логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.

Алгоритмизация

В данный блок входят шесть заданий (5, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями

Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций

Благодаря возможности использовать инструменты компьютера, многие из этих заданий также можно решать с помощью написания программы или построения электронной таблицы.

Информационные модели

С заданиями 1 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами и знать пару простых методов.

Информация и ее кодирование

Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование. А самый распространенный прототип задания 14 на работу с системами счисления и вовсе можно решить с помощью программы. 

Поиск данных в файлах

Речь идет о заданиях 3, 9, 10 и 18. Чтобы их решить, нужно выполнять поиск в текстовом файле и работать с электронными таблицами и базами данных. Не лишним будет разобраться с тем, какие встроенные функции есть в электронных таблицах и как составить формулу самостоятельно.

Как готовиться к решению задач из первой части

Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны

Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике — один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.

Сравнительная таблица новой и старой версий ЕГЭ

Часть заданий нужно решать на бумаге, а в форму на компьютере вводить только ответ.

Часть заданий можно решать и так, и так: ответ в любом случае отправляется в электронном виде. Эти задания помечены в таблице как те, которые можно решать на компьютере.

Остальные задания без компьютера решить не получится.

№ заданияКомпьютерный ЕГЭ 2021 № заданияЕГЭ прошлого года Тема задания
1 3 Проверка и считывание данных
2 2 Таблицы истинности и логические схемы
3 4 Хранение, поиск, сортировка информации в базах данных
4 5 Кодировка и декодировка информации
5 4 Исполнение или создание линейного алгоритма
6 8 Конструкции языка программирования. Вместо написания программы вручную теперь нужно проанализировать соответствие исходных данных результату
7 9 Определение объёма памяти
8 10 Методы измерения количества информации
9 отсутствовало Электронные таблицы
10 отсутствовало Информационный поиск. Текстовый редактор
11 13 Подсчёт информационного объёма
12 14 Исполнение алгоритма
13 15 Представление и считывание данных
14 16 Позиционные системы счисления
15 18 Понятия и законы математической логики
16 11 Рекурсивная функция. Раньше требовался анализ вручную, теперь надо написать программу на компьютере
17 отсутствовало Составление алгоритма на языке программирования.Программа проверки на делимость
18 отсутствовало Динамическое программирование, но в таблицах
19 26 Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
20 26 Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
21 26 Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
22 20 Анализ алгоритма с ветвлением и циклом
23 22 Анализ результата исполнения алгоритма
24 отсутствовало Программа обработки строк. Чтение из файла
25 отсутствовало Программа поиска делителей
26 отсутствовало Обработка массива. Программирование или таблицы
27 27 Создание собственной программы. Обработка числовых последовательностей

Кодирование информации

4-е задание: «Кодирование и декодирование информации»Уровень сложности — базовый,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 2 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Умение кодировать и декодировать информацию

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 5 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Из-за невнимательного чтения условия задания экзаменуемые иногда не замечают, что требуется найти кодовое слово минимальной длины с максимальным (минимальным) числовым значением.

Кроме того, если в задании указано, что несколько букв остались без кодовых слов (как, например, в задании демоварианта), то кодовое слово для указанной буквы должно быть подобрано таким образом, чтобы осталась возможность найти кодовые слова, удовлетворяющие условию Фано, и для других букв. Так, например, если мы букву А закодируем нулём, а букву Б единицей, то букву В мы уже никак не сможем закодировать с соблюдением условия Фано, поэтому длину кодового слова для А или Б следует увеличить»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

  • Кодирование — это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки. Правило преобразования информации к такому представлению называется кодом.
  • Кодирование бывает равномерным и неравномерным:
  • при равномерном кодировании всем символам соответствуют коды одинаковой длины;
  • при неравномерном кодировании разным символам соответствуют коды разной длины, это затрудняет декодирование.

Пример: Зашифруем буквы А, Б, В, Г при помощи двоичного кодирования равномерным кодом и посчитаем количество возможных сообщений:

Таким образом, мы получили равномерный код, т.к. длина каждого кодового слова одинакова для всех кодов (2).

Кодирование и расшифровка сообщений

Декодирование (расшифровка) — это восстановление сообщения из последовательности кодов.

Для решения задач с декодированием, необходимо знать условие Фано:

Условие Фано: ни одно кодовое слово не должно являться началом другого кодового слова (что обеспечивает однозначное декодирование сообщений с начала)

Префиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно.

  • если сообщение декодируется с конца, то его можно однозначно декодировать, если выполняется обратное условие Фано: Обратное условие Фано: никакое кодовое слово не является окончанием другого кодового словаПостфиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно и только с конца.

условие Фано – это достаточное, но не необходимое условие однозначного декодирования.

Однозначное декодирование обеспечивается:

Однозначное декодирование

Декодирование

Егифка :

Новости теперь и в Telegram-канале

3 октября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 17, 24, 25 (Л. Шастин).
    Новое решение задачи 3.Р-00 (Д. Муфаззалов).

2 октября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 3.49.

28 сентября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 3 (А. Рогов).
    Новые задачи для тренировки 7 (И. Женецкий).
    Новый разбор задач 19-21 (из демоварианта ЕГЭ-2022).

27 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 9.119.

26 сентября 2021 г.
    Новая задача для тренировки 17 (Л. Шастин).

22 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 9.101.

21 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 17.185.
    Новая задача для тренировки 24 (В. Якшигулов).

19 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 3.29.

18 сентября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 3 (А. Кабанов).

17 сентября 2021 г.
    Исправлены опечатки в условиях задач 9.(114-118).
    Новые решения задач 17 и 25 на PascalABC.NET (С. Пуляшкина).

16 сентября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 17 (П. Волгин).
    Исправлен ответ к задаче 9.112.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector