Преподаватель университета

Требования к ученому званию доцента ВАК в 2020-2021

Получение ученого звания доцент связано с определенными сложностями. Перед началом подачи документов необходимо ознакомиться с официальным Постановлением Правительства РФ  (№1139 от 10.12.2013 г. «О порядке присвоения ученых званий»), а также Приказом Минобрнауки РФ (№ 1620 от 25.12.2014 г. «О регламенте по присвоению ученых званий»).

В этих указах устанавливаются критерии присвоения звания доцента ВАК, которым соискатель должен соответствовать. Чтобы стать обладателем аттестата доцента в 2020 году, необходимо соблюсти следующие пункты:

  1. Ученая степень доктора наук или кандидата наук;
  2. Стаж  научной  и  педагогической  деятельности не менее 5 лет в высших учебных заведениях;
  3. Педагогическую деятельность не менее чем на 0,25 ставки;
  4. Читать курсы  лекций и проводить практические занятия по выбранной научной специальности, указанной в аттестационном деле;
  5. Соискатель имеет всего неменее 20 опубликованных учебных изданий и научных трудов(в том числе в соавторстве).

Список документов для получения звания доцента

Важным моментом является количество опубликованных работ. Это должны быть:

  • 1 монография или 1 учебник с грифом Министерства образования и науки;
  • 2 учебных, методических издания или 2 научные работы в рецензируемых изданиях – это количество работ должно быть выполнено за 3 последние года перед тем, как будут поданы документы на получение соответствующего аттестата;
  • копия трудовой книжки;
  • копия диплома кандидата наук;
  • справка о педагогической работе.

Для тех, кто является претендентом на получение звания доцента в области искусств или физической культуры, существует определенная специфика. Так, в этом случае необходимо наличие таких наград и отличий, как мастер спорта, лауреат, чемпион на конкурсах не ниже чем общероссийского уровня. Также засчитывается заслуженный артист. Если имеются воспитанники, получившие звание лауреатов или чемпионов на конкурсах, проводимых на уровне страны.

Рассмотрение аттестационных документов проходит многоступенчатую процедуру. На первом этапе рассматривается комплект документов на кафедре (факультете). При положительном заключении папка с материалами передается на рассмотрение президиуму ВАК. Ученый совет принимает решение – возможно присвоение звания доцента ВАК соискателю или нет.

После того как ученым советом принято положительное решение, весь комплект документов передается в Министерство образования и науки. В течение срока, не превышающего 6 месяцев, ими выдается положительное или отрицательное заключение. Приказы о присвоении ученого звания доцента можно отследить на сайте ВАК.

Подробная информация на сайте министерства.

Сложно ли найти работу с дипломом бакалавра?

В обществе бытует мнение, что бакалавр – это человек, который недоучился в университете. Как уже было сказано выше, диплом бакалавра – это диплом о высшем образовании, и сейчас мы поговорим об основных мифах, в которых уверены большинство людей.

«Уровень бакалавра – это все, что я могу, поскольку в магистратуру поступить тяжело». В магистратуру придется поступать так же, как и в бакалавриат, то есть сдавать экзамены. Талантливые студенты, которые учились, а не гуляли, получат бюджетные места. Если по каким-то причинам этого не удалось добиться, всегда можно поступить на платное обучение.

«Работодатели с неохотой берут на работу людей, которые окончили только бакалавриат». Часто в объявлениях о свободной должности указывается требование о наличии высшего образования. Уверяем вас, работодателя не волнует, образование у вас бакалавра или магистра, главное, чтобы было его наличие. Да и в объявлении ничего подобного не указано.

«Магистратура сильно повышает шансы устроиться на престижную работу». Уверяем вас, если вместо магистратуры вы окончите специальные практические курсы по вашей специальности или заработаете себе какой-то опыт, то вас гораздо охотнее возьмут на работу, чем, если вы еще 2 года потратите на просиживание за партой.

«Диплом магистра значительно повышает шансы получить работу». Получить работу помогают правильно составленное резюме, хорошая постановка речи на собеседовании, смекалка, хорошие манеры и, конечно, знания, но никак не диплом магистра.

В современной России очень редко работодатели смотрят на степень вашего диплома, чаще их интересует ваш опыт работы и ваши креативные идеи. Причин получить диплом магистра может быть много, но к ним никак не относится желание получить высокооплачиваемую работу.

Если вы талантливый студент, который хочет углубиться в науку и посвятить ей свою жизнь, тогда вам действительно нужно идти в магистратуру. Но если вы хотите реализовать себя на престижной работе, то лучше потратьте время на специальные курсы, разработку собственных идей и поиск работы, это гораздо быстрее приблизит вас в вашей мечте.

Таким образом, не стоит ставить под сомнение престижность диплома бакалавра. Ни один работодатель не будет вас из-за этого недооценивать, если вы действительно являетесь достойным и ответственным работником.

Признаки, сущность и специфика студенческого коллектива

Коллектив, в котором студент учится, представлен близкой средой. Здесь каждый реализует профессиональные умения, участвует в учебной деятельности, учится общению и вырабатывает разные установки, имеющие отношение к выбранной специальности. Студенческая группа представлена объединением обучающихся, которые желают достичь единой цели. Они обладают схожими интересами и ориентировками, направленными на совместное обучение, регулярное общение и самоуправление.

Функционируют такие группы благодаря самоуправлению, поэтому в каждом коллективе устанавливаются как формальные, так и неформальные лидеры. Дополнительно, управление осуществляется с помощью преподавателя, назначенного куратором. Студенческая группа нацелена на получение образования, но такой фактор является довольно слабым, поэтому редко можно наблюдать  сплоченные коллективы.

К главным признакам хорошего коллектива относится:

  1. Наличие единой и существенной цели.
  2. Общность интересов.
  3. Обладание духовным единством.
  4. Постоянное общение и занятие совместным решением разных задач.
  5. Выполнение определенных требований и обязательств друг перед другом, а также зависимость от других студентов и преподавателей.
  6. Образование органов самоуправления.

К особенностям студенческого коллектива относится: 

Совместные мероприятия

  • студенты желают получить нужные навыки, чтобы в будущем справляться с профессиональной деятельностью, поэтому общие интересы складываются за счет получения образования;
  • люди желают получать прекрасные результаты не только от учебы, но и от будущей работы;
  • в коллективе собираются люди, обладающие одинаковым образованием и возрастом, но у них имеются разные мотивы для поступления в конкретный вуз;
  • объединение людей характеризуется последовательностью, поэтому обучение осуществляется путем перехода с одного курса на другой;
  • управление исполняется непосредственными студентами, для чего может выявляться один или несколько лидеров.

Такая студенческая группа существует в течение периода, необходимого для получения образования. Как только цель достигается — люди расходятся, поэтому прекращают общение и постоянные встречи. У них появляются новые цели и мотивы, а также они устраиваются на работу в различные компании, вступая в уже существующие рабочие коллективы.

Практические рекомендации и советы

Что же нужно предпринять,
чтобы с большей вероятностью получить желаемую должность в вузе? Рекомендуем
обратить внимание на следующие моменты, которые в законе и инструкциях не
прописаны:

Выбирайте
желаемое место работы заранее. Университеты крайне редко публикуют вакансии на
сайтах поиска работы. Отслеживать их нужно прицельно — на официальных сайтах
конкретных организаций.

Налаживайте
контакты с кадровиками или заведующими кафедрами. Некоторые вузы предпочитают
по старинке брать «своих». Так вам заранее сообщат, когда стоит подать
документы.

Оформляйте
документы предельно внимательно

Умение выполнять бумажную работу для
преподавателя важно не меньше способности читать лекции.

Не прерывайте
научную деятельность. Даже если вы временно не работаете или трудитесь в другой
сфере, продолжайте писать
При отборе обращают внимание количество публикаций
не только в целом, но и за последние 3-5 лет.

Повышайте
квалификацию

Не ограничивайтесь списком курсов, предлагаемым местным
департаментом образования или вузами по соседству
Пользуйтесь электронными
возможностями — демонстрируйте свой широкий кругозор.

Смотрите в
будущее. Готовясь к конкурсу в любой вуз (даже небольшой и непримечательный),
поглядывайте на лидеров отрасли. Какие требования предъявляют они? К примеру,
если они требуют от ППС наличия разработанных курсов МООК сегодня, вам это
может пригодиться завтра. Так почему бы не начать прямо сейчас?

Не
стесняйтесь. Показывайте максимум достижений, делайте акценты на своих
преимуществах. Это может быть быстрая защита диссертации после окончания
аспирантуры, участие в федеральных или международных научных или
образовательных проектах, получение грантов и многое другое.

В целом пройти конкурс на
замещение должности профессорско-преподавательского состава не сложнее, чем
устроиться в крупную компанию. Разве что самопрезентация здесь более
формализована — и в некотором смысле это упрощает задачу.

Также рекомендуем:

Резюме преподавателя вуза

А чтобы вам было еще
легче, предлагаем ознакомиться с бланками документов, которые обычно
предоставляют кандидаты.

Заявление на имя ректора

(МПГУ)

Анкета доцента

(РГПУ им. А.И. Герцена)

Отчет о проделанной работе

(ОГУ)

Список опубликованных научных, учебно-методических работ, патентов

(по форме Минобрнауки)

Информация о публикационной активности

(РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Квалификационный лист

и

Система показателей в баллах для проведения оценки претендентов на вакантные должности

(МИСиС)

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения. 

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру. Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования

С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Академическая группа как первичный студенческий коллектив

По-другому она называется студенческой группой. Это объединение студентов, которое имеет свои закономерности и нюансы. Академическая группа создается автоматически и обусловлена необходимостью ведения учебной деятельности после поступления в вуз. При образовании таких групп следует учитывать:

Дружный студенческий коллектив

  • все студенты являются членами вновь созданного коллектива, в котором проходят обучение в течение 5 лет;
  • между обучающимися и преподавателями формируются устойчивые отношения для решения организационных и учебных вопросов;
  • ежедневно студенты общаются друг с другом, обмениваются сведениями, формируют новые интересы, а также удовлетворяют духовные потребности;
  • преподаватели и руководство вуза легко может проследить рост всех студентов в разных областях.

Становление любого коллектива является довольно сложной процедурой, причем студенты сталкиваются не только с подъемами, но и остановками, противоречиями, конфликтами и разными проблемами.

Чем занимаются работники университетских профессий?

Пожалуй, для непосвященных больше всего сложностей вызывают это, во-первых, названия университетских должностей, и, во-вторых, чем они занимаются?

Итак, приступаем к пояснению:

  1. Ректоры – это руководители ВУЗов, которые ответственны, как за организацию учебного процесса, так и за каждого преподавателя, научного работника, студента и за каждого работника, скажем так, университетского городка вплоть до повара столовой и дворника.
  2. Проректоры – это заместители ректоров. Они отвечают за узкоспециализированную деятельность университета, например, за учебные или научные процессы, за международное сотрудничество, за воспитательную или за спортивную работу и т.д.
  3. Деканы – это руководители факультетов. Они ведают учебной, воспитательной и научной деятельностью в своих факультетах, имея в своем подчинении заместителей и, осуществляя руководство ими.
  4. Заведующие кафедрами – это начальники структурных подразделений, которые возглавляют подготовку в рамках той или иной специализации.
  5. Кураторы – это преподаватели, которые ответственны за ту или иную студенческую группу.
  6. Лаборанты – это работники лабораторий.
  7. Методисты – это составители обучающих программ.
  8. Ассистенты – это, как правило, преподаватели первичного звена.
  9. Преподаватели занимают должности, расположенные между ассистентами и доцентами.
  10. Доценты – это в учебных заведениях не что иное, как штатные лектора.
  11. Профессора — это не что иное, как ученые или высшие звания университетских преподавателей.

Наиболее привлекательные университетские профессии для детей совершенно предсказуемо – это, конечно же, доценты и профессора.

Возможно Вас заинтересуют:

Условия присуждения степени

Чтобы достичь цели и получить заветную степень, придется изрядно потрудиться. Это довольно сложная процедура, занимающая немало времени.

Получение степени — довольно сложная процедура

Первоначальное решение – положительное или отрицательное – о присуждении ученой степени принимает диссертационный совет.

Это компетентный орган, созданный при ВУЗе или научной организации.

В случае положительного решения совета документы перенаправляются в Высшую аттестационную комиссию.

Здесь подходят к процедуре со всей строгостью — перепроверяют работу, публикации, документы и затем утверждают решение о присуждении, но могут и отклонить.

В 2016-2017 годах были приняты поправки, выделившие перечень образовательных и научных учреждений, которые получили полномочия самостоятельно «вручать» степень без участия со стороны ВАК.

Это МГУ, СПбГУ и чуть больше десяти образовательных и научных организаций признанного уровня, среди которых крупные региональные ВУЗы и НИИ.

Такая передача прав вызвала ожесточенные споры в научных кругах. Многие считают, что отсутствие государственного контроля за процессом присуждения приведет к коррупции и «измельчению» этих категорий.

Чтобы вы смогли претендовать на первую степень – кандидата наук, обязательно иметь за плечами диплом специалиста или магистра, диплома бакалавра недостаточно.

Считается, что магистратура – первый шаг на пути к аспирантуре, так как магистры защищают диссертацию, которая потом вполне может «вырасти» до кандидатской.

Процесс утверждения и согласования победителя конкурса

Если кандидат предоставил
все необходимые документы в срок и не имеет препятствий к работе в сфере
образования, его допускают к участию в конкурсе. Проводит его обычно ученый
совет университета или факультета.

Как именно организовать
процедуру — решает конкретная организация. Ознакомиться с порядком можно,
прочитав соответствующий локальный акт. В общем виде конкурс проходит так:

  1. Ученый совет
    (или иной коллегиальный орган) собирается на заседание. Оно правомочно, если
    присутствуют как минимум две третьих членов.
  2. Претенденты
    на должность имеют право присутствовать на заседании. Но если кто-то из них не
    является, на ход конкурса и на его итоги это не влияет.
  3. Ученый
    секретарь и заведующий кафедрой выступают с докладами по документам,
    представленным кандидатами.
  4. Участникам
    конкурса также могут дать слово.
  5. Члены совета
    проводят тайное голосование. Это требуется, даже если кандидат всего один.
  6. Кандидат,
    набравший более 50% голосов, считается избранным.
  7. Если никто не
    набрал половины голосов, назначают второй тур с теми же условиями. Но если
    кандидат был один, конкурс сразу же объявляется несостоявшимся.
  8. Если и во
    втором туре никто не получит необходимого процента голосов, конкурс не
    состоится.

Итоги фиксируются в
протоколе, на основании которого ученый совет выносит решение. Он вступает в
силу с момент подписания. Далее секретарь готовит выписки по каждому из
победителей и передает сведения в отдел кадров для заключения трудовых
договоров. Сроки определяются каждым вузом индивидуально.

Принцип работы

Кафедра — вид научно-образовательного подразделения, которое осуществляет обучение в рамках конкретной специальности. Например, на кафедре лингвистики можно получить диплом переводчика. Одновременно проводятся лекции и семинары, исследовательская работа, организовывается производственная либо учебная практика.

Один факультет может состоять из нескольких кафедр. Главой каждого отделения является заведующий. Его управление длится 5 лет. Он выбирается путём голосования лекторов (преподавателей, доцентов). Заведующий подчиняется декану, который выполняет указания ректора. Претендовать на должность заведующего кафедрой может каждый преподаватель ВУЗа с высшей квалификацией.

Разница между факультетом и кафедрой: в Институте нефти и газа им. Губкина можно написать заявление о зачислении на факультет геологии и геофизики нефти и газа, который состоит из нескольких кафедр:

  • литология;
  • геология углеводородной системы;
  • геофизические информационные системы.

Список кафедр в каждом конкретном ВУЗе можно узнать в деканате. При кафедре студенты потоков защищают курсовые, дипломные и докторские работы. В задачи органа входит решение вопросов, которые появляются у студентов в процессе обучения. Продвижение по карьерной преподавательской лестнице тоже осуществляется в пределах кафедры.

Особенности структуры кафедры ВУЗа:

  • наличие секций в качестве подразделений, во главе которых находятся начальники;
  • классификация преподавателей с учётом стажа, учёных степеней (преподаватели, доценты, профессоры);
  • делопроизводство ведёт секретарь, он же составляет графы с расписаниями занятий для студентов и преподавателей.

Список кафедр:

  • межфакультетская;
  • базовая;
  • военная.

Первое подразделение существует в каждом ВУЗе. Его значение для преподавателей заключается в следующем: чтение лекций, проведение практических занятий, принятие зачётов и экзаменов. В большинстве высших учебных заведений РФ межфакультетская кафедра считается департаментом физического воспитания, в технических ВУЗах — русского либо иностранного языка, в творческих — истории искусств. Некоторые преподаватели таких отделений привлекаются в качестве рецензентов либо консультантов по написанию дипломных работ.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Профессор

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Привилегии

Работа старосты по большей части скучна, а порой и вовсе муторна, на плечи избранника ложатся большая ответственность и горы бумажной волокиты. Возможно, вы даже зададитесь вопросом: «И зачем мне это нужно?» Но должность старосты предполагает и наличие определенных привилегий.

Как правило, старосты получают надбавку к стипендии. Размер варьируется в зависимости от факультета, обычно около 15 рублей. Как нам рассказывали, к старостам преподаватели относятся лояльнее, у некоторых даже действует правило «старосте + 1 балл». На моей практике такого не случалось, но факт таков: представитель группы обычно «на короткой ноге» с преподавателями и администрацией факультета, его знают в лицо. Успешно и оперативно справляясь со своими обязанностями, вы можете изначально зарекомендовать себя как прилежного и ответственного студента (ведь все старосты таковыми и являются ;). Но самое главное в должности старосты – это полученный опыт и приобретенные навыки. Они станут одним из показателей вашей организованности и исполнительности в будущем, помогут в построении успешной карьеры.

Успехов вам! Вас ожидает трудное, но интересное студенчество!

Что такое вуз

Вуз – учебное учреждение, которое готовит профессионалов высшей квалификации для разных отраслей науки, экономики, культуры, сфер общественной жизни. Все образовательные организации этого уровня должны иметь лицензию, разрешающую им вести учебную работу. Аккредитация дает право выдавать выпускникам дипломы государственного стандарта.

Лицензирование проводит Рособрнадзор и соответствующие профилю вуза (чаще всего подведомственного) органы исполнительной власти субъектов РФ: министерства, федеральные службы, агентства, комитеты, департаменты, главные управления. Если у вуза нет госаккредитации, он может вручать окончившим обучение только дипломы, в отношении которых применима формулировка «установленного образца».

Институт

Институтом называют вуз, ведущий подготовку специалистов для одной конкретной научной области или общественной сферы, определенного сегмента экономики: например, для бизнеса, архитектуры, педагогики, строительства, транспорта. Обучение в институтах проводится по утвержденным уполномоченными государственными органами образовательным программам.

Факультативный вид деятельности – последипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников одной из областей хозяйствования или знаний. Сотрудники института могут проводить прикладные и фундаментальные научные исследования, но это тоже необязательное требование.

Университет

Университет готовит специалистов сразу по нескольким профилям, не связанным друг с другом: например, химия, иностранные языки, кибернетика. В учебных заведениях этой категории обязательно проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в различных научных областях.

Вузы, имеющие статус университета, обязаны выполнять функции главного научного и методического центра.

Академия

Академией называют вуз, который ведет подготовку по ряду профилей в одном направлении (искусство, техника, юриспруденция, менеджмент). Такие учебные заведения предлагают больший перечень специальностей, чем институты, но, в сравнении с университетами, меньшее количество направлений.

Академии тоже учат студентов по программам высшего и последипломного образования (зачастую в их структуру входят факультеты переподготовки) и ведут научные исследования различного характера в определенной отрасли знаний.

Отрасль подготовки зачастую четко отражается в названии академии и института.

Порядок присуждения степеней

Для получения ранга кандидата наук необходимым условием является сдача кандидатского минимума – экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Экзамены являются допуском к защите кандидатской квалификационной работы – диссертации.

Кандидатская диссертация – квалификационная работа, имеющая ценность для научной отрасли, представляющая новые практические научные достижения или разрешение теоретических научных проблем.

По основным идеям диссертации необходимо опубликовать несколько статей в научных изданиях (не менее двух публикаций).

На написание диссертации дается 3 месяца отпуска, если соискатель работает в научной организации.

Большинство претендующих на степень кандидата наук обучаются в аспирантуре – ступень первого уровня послевузовского образования. Аспирантуры есть при ВУЗах и научных организациях, причем в НИИ конкурс в разы меньше.

Срок обучения в аспирантуре составляет 3-4 года. Обучающимся в аспирантуре присваивают одну из младших научных должностей и возлагают преподавательские или другие обязанности.

Те, кто не хотят посвящать себя науке и преподаванию, имеют возможность защищать свою диссертационную работу в форме свободного соискательства – то есть самостоятельно сдавать экзамены и писать исследование без зачисления в аспирантуру.

По статистике из трех претендентов лишь один получает кандидатскую степень с первого раза. У многих получается защитить диссертацию только со второй или третьей попытки.

Докторская диссертация – квалификационная работа, представляющая собой важное научное достижение или решение научных проблем, имеющих большое политическое, экономическое, культурное значение для научного общества и государства в целом

Доктором наук может стать только тот, кто уже имеет кандидатскую степень

Для защиты докторской диссертации надо иметь не менее 10-15 публикаций по исследуемой теме.

Докторскую диссертацию может защищать только тот, кто уже имеет степень кандидата наук. Утверждает докторскую степень Президиум ВАК.

Для подготовки докторов наук существует аналогичная аспирантуре ступень послевузовского образования – докторантура. Обучение в докторантуре составляет также 3-4 года.

Свободное соискательство, без зачисления в докторантуру, тоже практикуется.

Учитывая высокий уровень требований, на степень доктора наук претендует гораздо меньшее количество соискателей. В основном это признанные «мэтры», посвятившие научной деятельности много лет.

Интересен факт, что отрасль, в которой ученый претендует на степень кандидата или доктора, не обязана совпадать с полученным образованием или ранее присужденной степенью.

То есть, закончив, к примеру, технический ВУЗ, вы можете получить степень кандидата юридических наук, а затем – доктора химических наук.

Присуждение ученой степени подтверждается квалификационным документом – дипломом.

Для сравнения, при награждении научным званием вручается аттестат о его присвоении.

Чтобы достичь присуждения степени, надо защитить диссертационную работу, отвечающую высоким требованиям.

Если вы собираетесь строить свою карьеру в науке, вам не обойтись без ученой степени – она подтверждает вашу квалификацию в научной отрасли, и в большинстве случае предшествует присвоению ученого звания.

Получение степени влияет и на размер заработной платы – ее обладателям полагается больший должностной оклад.

В последние годы получить титул, подтверждающий высокий уровень образования, стремятся также многие топ-менеджеры и руководители высшего уровня в государственных структурах – это повышает их кадровую ценность, в крупных компаниях растет спрос на сотрудников с такой квалификацией.

В этом видео вы узнаете, как нужно правильно писать диссертацию:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector