В каких вузах нужно учиться на писателя?

Специфика профессии

Профессия литературного критика достаточно высокооплачиваемая, но ее представителю придется приготовиться к тому, что не всего его рецензии на произведения будут хорошо приняты. В обществе сложилось мнение о том, что критик – это неудавшийся писатель, хотя это не так. Если оценка специалиста будет подтверждена фактами и аргументами, то обязательно найдет положительный отклик.

Литературный критик должен уметь:

  • давать оценку разным видам литературных произведений с точки зрения современности;
  • выявлять несоответствия;
  • владеть слогом и уметь подать информацию интересно, ведь рецензия должна привлекать не только ученых, но и обычных людей;
  • создавать не только статьи, но и книги;
  • хорошо разбираться в современных и классических литературных произведениях;
  • во время работы опираться на теорию и историю литературных наук;
  • изучать факторы, которые оказывали влияние на литературное произведение (биография автора, его возраст, особенности развития литературного направления и другие). 

Критик должен постоянно давать оценку литературным произведениям, изучая последние новинки, читая рецензии своих коллег, вступая в литературные споры. Такой специалист может работать удаленно, публикуя свои работы в научных и публицистических журналах.

Как стать редактором?

Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»

Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.

Еще один важный момент – грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы, а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.

Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).

Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.  

Но образование – это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.

Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?. Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант

Иначе получится, что редактор – это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.

Тема – это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.

* Из писем А.П. Чехова  А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.

Особенности профессии

Издатели работают в типографиях, информационно-издательских агентствах и других компаниях, которые занимаются выпуском печатной продукции. Они обладают развитым художественным вкусом, знанием классической и современной литературы, а также книжного бизнеса. Являются универсальными специалистами, могут выполнять функции редактора и корректора, а также журналиста или верстальщика. Обязанности и сложность задач напрямую зависят от компании, в которой издатель ведет свою деятельность.

Издатели нередко занимаются поиском молодых и перспективных авторов, а также инвесторов, рекламных каналов, магазинов, которые будут готовы взять печатную продукцию на реализацию. Проводят мониторинг деятельности конкурентов, чаще всего курируют одно направление, например, детскую или учебную литературу. Издатель контролирует качество, анализирует свой сегмент, разрабатывает методы, которые помогают повышать и удерживать спрос на продукцию. Может создавать коммерческие предложения, принимать участие в художественном оформлении, привлекать внештатных исполнителей.

Профессия многогранная и очень интересная, она связана с литературным творчеством, маркетингом, рыночной экономикой. Издатели, работающие в крупных агентствах, часто путешествуют, они принимают участие в процессе покупки прав на книгу, общаются с главным редактором. В профессиональные обязанности входит посещение книжных ярмарок, авторских слетов и других мероприятий, во время которых можно наладить деловые связи.

Печальные моменты

Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов – и все впустую?!

И еще ненавижу читать неряшливые тексты,  написанные одной левой. Иногда открываешь, а там – сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие. И бросить не могу, потому что корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Да и невежливо это – отдавать корректору текст в таком виде.

Звуковой вектор

Писательство — это исследование.
Вы начинаете с нуля и учитесь, пока пишете.

Э. Л. Доктороу, американский писатель

Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» раскрывает нам природу людей, у которых есть врожденная склонность к писательству. Это люди со звуковым вектором. Их манит исследование метафизической природы. Что стоит за ширмой физического мира? Что есть душа человека? Как все связано в этом мире? Откуда мы пришли? Куда идем? В чем смысл нашего движения?

Звуковики — философы, искатели, исследователи. Мысль, идея — продукт их размышлений. Письменное слово — инструмент, позволяющий донести до читателя свое представление о мире, возникающие сюжеты. Иногда это сложно, потому что, бывает, нет слов, чтобы выразить то, что создает или познает мощный абстрактный интеллект звуковика. И в этом особое удовольствие — подобрать слова, сложить их в понятную и гармоничную форму, задеть за живое точностью описания. Как силач, качая мышцы, чувствует особое удовольствие, когда они наливаются твердостью и силой, так и писатель наслаждается тренировкой мышцы ума, складывая слова в предложения, рассказы, романы.

Лишите звукового человека, природно чувствующего желание писать, этой возможности, и вы получите несчастного человека, потерявшего смысл жизни, задыхающегося под бременем бесплодных мыслей, поработивших своего создателя.

Мысли, что молоко у коровы, надо отдавать. Иначе больно от распирающего голову бесконечного внутреннего диалога.

Итак, если вы чувствуете в себе желание писать — не откладывайте, начинайте прямо сейчас.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокооплачиваемая профессия.
  2. Возможность удаленной работы, ведь критик может проживать в любой стране, используя для чтения книг и отправки рецензий интернет.
  3. Профессиональные критики получают уважение и популярность в определенных кругах.
  4. Возможность работать критиком, имея образование литературоведа, журналиста, филолога.
  5. Возможность самореализации для людей, которые желают работать в сфере культуры.
  6. Интересная и многогранная работа, ведь критик может совмещать написание рецензий с созданием собственных литературных произведений, работой редактора.
  7. Современные технологии позволяют размещать рецензии на литературные произведения во всемирной сети (видео, тематические блоги и другие ресурсы).
  8. У представителей этой профессии всегда есть работа, ведь ежегодно издательства выпускают тысячи книг, на каждую из которых можно писать рецензии. 

Минусы

  1. Нужно приготовиться к неодобрению со стороны коллег по литературному цеху. В обществе сложилось мнение о том, что критики – это саркастичные и недобрые люди, которые не смогли себя реализовать в качестве писателя.
  2. Литературный критик, который не умеет давать объективные оценки и не обладает талантом, не добьется успеха.
  3. Огромный конкурс на филологические факультеты в высших учебных заведениях.
  4. Работа требует внимания и отличной базовой подготовки.
  5. Необходимо уметь хранить в памяти огромный объем информации.
  6. Работа малоподвижная.

Главный поединок

Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны – редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой – автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.

Но для редактора самое трудное – не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.

Нас учили в институте, что редактор не должен писать за автора. Но не всегда получается соблюдать этот принцип. Автор может быть хорошим специалистом в своей области. Кладезем информации. И нужно помочь ему этой информацией поделиться.

Но совсем ужасно, когда автор, писать не умеющий, сражается за каждую запятую. Даже вопреки законам русского языка.

А бывает ли легкий автор? Да! Бывает! Вдумчивый, талантливый, умный автор без мании величия. С такими людьми легко работать – и не только редактору. С такими людьми вообще легко.

И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало – это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами – вещь трудная.

Почему я хочу стать писателем

Обычно способности к сочинительству проявляются с детства. Будущий писатель, иногда даже не связывая свое увлечение с профессией, любит гуманитарные предметы, участвует в литературных конкурсах и школьных спектаклях, пишет стихи, прозу, сценарии.

Когда ребенок хочет стать писателем, родители не всегда рады. Что это за профессия такая? Способна ли она прокормить? Успешными писателями становятся единицы, а что делать остальным? Как жить на грошовые гонорары? Беспокоясь о будущем своего чада, они зачастую отговаривают его от «опрометчивого» шага.

Но это желание, с которым нужно считаться, потому что оно не возникает случайно. Причина его — в свойствах психики. Если есть такое желание, значит, есть способности, чтобы реализовать его наилучшим способом. И чем раньше вы начнете развивать эти способности, тем больше вероятность успеха в будущем.

Кто такой технический писатель и чем он занимается?

Технический писатель – это специалист, который создает документацию к программам, интернет-сервисам, оборудованию и устройствам. Это могут быть как документы для инженеров и разработчиков, так и руководства для пользователей. Например, инструкция к смартфону, ноутбуку, метеостанции.

В функции технических писателей входит подготовка ТЗ, руководств, инструкций и других документов. По ним люди, которые будут пользоваться программами или оборудованием или участвовать в их доработке, смогут разобраться, что и как устроено и как работает. Технический писатель – это профессия, которая требует ответственности.

В должностные обязанности технического писателя входит:

  1. Сбор, анализ и систематизация данных о программе и ином продукте, для которого создается документация.
  2. Взаимодействие с разработчиками, проведение с ними интервью для получения необходимой информации.
  3. Подготовка технической документации, отвечающей требованиям нормативных документов. Например, ГОСТ.
  4. Редактирование и обновление технической документации, руководств и инструкций. Например, при обновлении ПО, выходе новых версий программ.
  5. Создание внутренних справочно-информационных систем, баз знаний для разработчиков.
  6. Подготовка отчетов о проделанной работе.

Иногда в обязанности технических писателей включают работу над интерфейсами, локализацию. Например, необходимо перевести интерфейс программы с английского языка. Технический писатель подбирает термины на русском языке, которые наиболее близки к оригиналу, чтобы пользователи поняли, где и какие функции находятся.

Также в функции технических писателей включают подготовку простых графиков и диаграмм, скриншотов, учебных видео материалов. Иногда им поручают создание статей и рекламных материалов, хотя эту работу должен выполнять копирайтер.

Оплата труда

Компании, где можно работать литературным критиком

Размер заработной платы литературного критика напрямую зависит от его популярности. Если критик уже опубликовал несколько удачных рецензий, то размер гонорара возрастает в несколько раз. Также на зарплату оказывает влияние место работы специалиста, тип литературы, которую он рассматривает, количество написанных за 1 месяц рецензий.

Профессиональные качества 

Во время работы литературный критик опирается исключительно на свой интеллект и базовые знания, которые он получил во время прохождения курсов и обучения в институте. Представитель этой профессии должен уметь работать с пакетом Microsoft Office и поисковыми системами.

Карьера

Критик, который создает действительно интересные и объективные рецензии, всего за несколько лет работы может добиться мирового признания. Такой рост влечет за собой существенное увеличение размеров гонораров и работу в лучших мировых издательствах, редакциях, участие в известных телевизионных программах и эфирах на радио. 

Известные представители этой профессии 

  1. Российский писатель и критик Г. В. Адамович.
  2. Французский публицист, писатель и литературный критик Фредерик Бегбедер.
  3. Российский литературный критик, прозаик и поэт А. А. Голубкова, работающая под псевдонимом Анна Сапегина.

Как стать техническим писателем с нуля?

В эту профессию приходят двумя путями. Первый – человек с техническим образованием понимает, что разработка и проектирование – это не его. Решает вместо работы инженером попробовать себя в новой сфере. Второй путь – человек с гуманитарным образованием желает работать в технической сфере, но не программировать. Тогда он становится писателем.

Если вы новичок, то можете поискать вакансии с минимальными требованиями на HH.ru. Например, для создания онлайн-справок могут взять человека без технического образования и опыта. Так вы сможете постепенно погружаться в предметную область, осваивать новые задачи и профессионально расти.

Бесплатные курсы для технический писателей проводятся в Академии Гипербатона от компании Яндекс. Обучение занимает 1 месяц. Для поступления необходимо справиться с тестовым заданием. Лучшим выпускникам могут предложить работу.

Будет полезно читать книги, например, «Разработка технической документации» Вадима Глаголева. Это справочник, в котором собраны ссылки на ГОСТы и выдержки из них.

Много информации для начала карьеры в профессии можно найти на форуме технических писателей Techwriters.ru и на YouTube.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом  гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а звонит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых»???!!!» Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы – это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.

Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

Как выглядит карьера?

Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.

Карьерная лестница может быть такой: корреспондент  –  редактор отдела – выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)

Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).

Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего

Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается

И наконец, главный редактор – это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.

Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и  ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.

В крупных издательствах существует разделение труда – это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.

Когда отредактирован текст и подобраны иллюстрации, верстальщик создаёт макет будущей книги. Но работа редактора продолжается.

Редактирование вёрстки книги «Хочу быть психологом» .

В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором – человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.

Со временем можно стать ведущим редактором – так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора,  который  отвечает лишь за художественное оформление.

Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и  т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.

Хочу стать писателем — с чего начать?

Жанров литературы довольно много

Очень важно в самом начале определиться, в каком жанре вы хотите творить. Ведь нужно писать о том, что вдохновляет, тогда в тексте будет искра вашего интереса, которая увлечет за собой читателя

Если вы еще не определились с жанром, нужно понять себя, какой вы человек, что вас интересует. Так, обладателя звукового вектора обычно увлекает научная фантастика, литература, наполненная психологизмом, философией, сложные абстрактные тексты, заставляющие включать мозги.

Человек со зрительным вектором с удовольствием читает сказки, фэнтези, детские книжки, любовные романы, мелодрамы, а значит, способен успешно их писать. Большие романы, исторические произведения, аналитика — стезя обладателя анального вектора. Детективы, приключенческие романы хорошо пойдут при сочетании анального и кожного вектора, как у Жоржа Сименона.

Если вы еще не определились с жанром, подумайте, в какой форме вы хотели бы творить. Составьте список авторов, пишущих в разных жанрах, почитайте их, попробуйте написать сначала в их стиле. Постепенно вы нащупаете, что вам ближе, какой стиль письма вам подходит.

Когда определитесь, начинайте писать. Пишите, пишите и пишите. Навык письма вырабатывается, как и другие навыки, постоянным, ежедневным трудом.

Найдите критиков, редакторов, которые помогут увидеть ваши недостатки. Давайте почитать свои произведениям друзьям и близким. Только требуйте честной оценки. Общайтесь с единомышленниками, советуйтесь, проводите мозговые штурмы. Пример успешной коллективной работы пишущих людей — библиотека портала «Системно-векторной психологии», в которой авторы создают новое слово в психологии. Это лучшая реализация звукового вектора, профилактика от депрессий.

Начните с простых форм — постов в соцсетях, ведения личного блога. Наблюдайте за реакцией читателей. Если вы эксперт в какой-то области, пишите статьи в журналы и на порталы за гонорар. Потом переходите к более сложным и объемным формам, к изданию книг, если появится такое желание. Тем более что издать сегодня электронную книгу и продавать ее в сети может любой желающий.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Необычная профессия, открывающая перспективы для личностного роста.
  2. Профессия связана с путешествиями, коммуникацией.
  3. Уровень оплаты труда высокий, возможны премии за выработку.
  4. Работать в этой сфере могут люди, которые имеют высшее образование в смежных областях, например, экономисты, публицисты, маркетологи и другие специалисты.
  5. В перспективе можно открыть собственный бизнес, связанный с издательским делом.

Минусы

  1. Мало вакансий, что порождает высокую конкуренцию среди соискателей.
  2. Деятельность связана со стрессами, горящими сроками.
  3. Издатели очень востребованы в больших городах, но не на периферии.
  4. Работодатели заинтересованы в опытных издателях.
  5. Сотрудничество с эксцентричными и вспыльчивыми людьми.

Кто таков?

Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.

Я – редактор-издатель. Моя стихия – тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что  я работаю большей частью с текстами.

Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста – это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.

(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают  рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)

Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта – это тоже редактирование.

Поэтому, если кто-то говорит: «Петр Иванов редактирует газету», – вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.

Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их  – просто не может. Этим занимается целый коллектив.

Для работы необходим беспрепятственный доступ к информации.

Компьютер, подключенный к Интернету, справочная литература, сам текст (распечатанный  или на компьютере)

– так выглядит типичное рабочее место редактора.

Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами – книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.

Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego, конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.

Суть работы

Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст – это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?

Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.

Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.

Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.

Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*

Замечательный редакторский совет писателя писателю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector