Нормативные документы в деятельности педагога в системе профобучения

Систематизация дополнительного образования

Систематизация дополнительного образования началась еще в 2012 году, когда закон «Об образовании» четко разделил все программы допобразования на предпрофессиональные и общеразвивающие. При этом была предусмотрена систематизация дополнительного образования в зависимости от требований к результатам. В частности, общеразвивающие программы делятся на такие уровни:

  • досуговые (допускается полное отсутствие результата и механизма его измерения);
  • продуктивные (определенные параметры к получаемому продукту);
  • обучающие (регламентированные требования к учебным результатам).

По сути, сегодня происходит упорядочение дополнительных общеразвивающих программ дополнительного образования по уровню заинтересованности и углубленности процесса.

Два в одном

В России исторически закрепилось два направления работы с талантливой молодежью: школы и клубы.

Школы. Сюда относятся спортивные, художественные, музыкальные и театральные течения. Здесь четко распределен режим работы (тренировок) и система оценивания накопленных знаний. Цель этого направления заключается в достижении желаемого результата, признанного определенным стандартом в обществе.

Клуб. Имеет пестрое сочетание интересов. Поэтому здесь можно встретить практически полный спектр предпочтений: от необычных до самых распространенных. Детский коллектив сам определяет ход и содержание занятий. Причем от детей не требуется, чтобы они достигали совершенного владениями всеми премудростями направления, поскольку отношение к знаниям в клубах достаточно либеральное.

Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации занятий и оценке достигнутых результатов, клубы и школы преследуют одну цель — поддержка талантливой молодежи.

Обучение по охране труда, пожарно-технический минимум

Вопрос — ответ

Реализация образовательных программ осуществляется в соответствии с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации. Таким образом, для того, чтобы определить, к какой конкретно образовательной услуге относится то или иное направление, следует дать больше информации об образовательной программе.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

Виды ДПО

Designed by standret/Freepik

Дополнительное профессиональное образование обычно получают люди, уже имеющие среднее или высшее образование и желающие совершенствоваться в выбранной профессии, чтобы идти в ногу со временем или приобрести умения в совершенно новой для себя области. К числу популярных направлений ДПО относятся:

  • менеджмент туризма и здравоохранения,

  • управление персоналом,

  • банковская и сервисная деятельность,

  • антикризисное образование.

Основные виды доп. образования:

  1. Профессиональная переподготовка (после ее окончания человеку выдают государственный диплом).

  2. Повышение квалификации (обычно рассчитано на короткий срок, итог – получение удостоверения или свидетельства).

  3. Курсы, мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги (по результатам выдается сертификат).

Некоторые относят к видам допобразования стажировку, но по факту это лишь составляющая одного из первых двух видов ДПО.

Повышение квалификации требуется в том случае, когда надо актуализировать свои знания и навыки – например, научиться пользоваться новым оборудованием или приняться за работу после длительного перерыва. Кроме того, работники получают ДПО в преддверии расширения обязанностей или повышения разряда либо категории.

Профпереподготовка подразумевает приобретение дополнительных знаний и умений, которые нужны для новой должности. Этот вариант идеален для тех, кого не устраивает нынешняя работа и кто хочет попробовать себя в чем-то другом.

А курсы, тренинги, семинары помогают «подтянуть» знания в конкретной области.

Вне зависимости от вида доп. образование связано с получением дополнительной информации и адаптируется под потребности людей. Обучение происходит либо с отрывом от производства по графику образовательной организации, либо без отрыва (тогда материалы доступны студенту на сайте при введении логина и пароля).

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии

Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Инструменты выявления и поддержки талантов

Одним из основных инструментов поиска талантливых детей остается проведение олимпиад для школьников по всей стране. Ребята, которые уже добились определенных успехов в той или иной области, могут попробовать свои силы в международных формах состязаний и олимпиад.

Если же говорить об инструментах поддержки, то, конечно же, наиболее эффективным является поощрение победителей соревнований и олимпиад денежными премиями. Студентам же высших учебных заведений предоставляются стипендии и гранты.

Например, на следующие 5 лет только в федеральный бюджет заложены средства для выплаты премий молодежи от 14 до 25 лет в размере:

  • 60 тыс. рублей победителям международных состязаний (1250 единиц);
  • 30 тыс. рублей победителям олимпиад, проводимых на региональном уровне (4155 единиц).

Региональные власти также не стоят в стороне и выделяют средства для поддержки «своей» талантливой молодежи.

Естественнонаучная направленность

Дополнительное естественнонаучное образование детей это:

— формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук;

— развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними;

— экологическое воспитание подрастающего поколения;

— приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и рационального природопользования.

Современный формат дополнительного естественнонаучного образования детей объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной и включает три тематических цикла:

  • эколого-биологический;
  • физико-географический;
  • физико-химический.

Похожие термины:

  • нормативные документы, устанавливающие преимущественные нормы, параметры, правила, показатели уровня качества обучения, а также термины, обозначения и другие характеристики образования для обес

  • государственный образовательный стандарт, принятый на данный период Министерством образования РФ, устанавливающий образовательный уровень, который должен быть достигнут учащимися для получени

  • нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.

  • комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов;

  • образовательные стандарты, устанавливаемые при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии.

  • Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социал

  • Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координа

  • составная часть государственных образовательных стандартов, определяемая федеральными органами народного образования и устанавливаемая по каждому уровню образования, в которой определяется о

  • компоненты образовательных стандартов, утвержденных к применению органами управления народным образованием на подведомственных им территориях.

  • стандарт, реализуемый в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

  • система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы

  • основной инструмент управления качеством профессионального образования на государственном уровне. В.П. Беспалько предложил два варианта стандарта профессионального образования: 1) диагностичес

  • важнейший механизм реализации основной миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственнос

  • Нормативный документ, опубликованный в 1999–2000 гг. и содержащий описание требований к элементарному, базовому, I– IV сертификационным уровням владения РКИ. Впоследствии для каждого уровня были сост

Формы дополнительного образования

В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:

  • повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
  • освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.

Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании

Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.

При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.

Социально-педагогическая направленность

Цель реализации программ cоциально-педагогической направленности: формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.

Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:

— формирование социальной компетентности как развитие основ социализации (как способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире);

— развитие социальных способностей и социальной одаренности как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству), формирование реализуемой готовности к межкультурному -взаимодействию с другими людьми на основе толерантности и веротерпимости;

— создание условий для личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).

Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ дополнительного образования: 

гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, создание и реализация гражданско-патриотических проектов, изучение истории государства, патриотического воспитания),

гуманитарные (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусству и др.),

социокультурные (основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; развитие медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; развития волонтерской активности),

управленческие (практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление; персональный менеджмент),

финансово-экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику домашних хозяйств),

профессиональной ориентации (профессиональное самоопределение в специальностях «человек-человек»; программы детских педагогических отрядов).

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

8 июня 2020

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:

1) в статье 46:

а) часть 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;

б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:

«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;

2) статью 108 дополнить частью 18 следующего содержания:

«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль8 июня 2020 года№ 165-ФЗ

Кто призван следить за исполнением законов

Закон о дополнительном образовании вступил в силу в 2015 году. В связи с этим возникает вопрос: кто обязан следить за выполнением его положений и требований других актов, направленных на улучшение качества учебного процесса. Такими правами государство наделило федеральную службу, надзирающую за сферой науки и образования. Она подчиняется Минобразования и науки РФ, и была основана в 2004 году.

Сфера деятельности Рособрнадзора включает:

  • выдачу лицензий и государственных аккредитаций на осуществление преподавательской деятельности;
  • проведение аттестации педагогических и научных работников, сотрудничающих с учреждениями профобразования;
  • выдачу аттестатов выпускникам общеобразовательных школ;
  • подтверждение и признание иностранных документов об образовании;
  • подготовку и проведение единого госэкзамена;
  • внесение документов, подтверждающих получение определенного объема знаний, ученых степеней и званий в Федеральный реестр.

Должность педагогических работников в организации ДПО

Вопрос — ответ

Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

Установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации (в том числе организациям дополнительного профессионального образования), если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Какие должности могут находится в штатном расписании установлено Номенклатурой должностей работников организаций, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Также требования и наименования устанавливаются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»  и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».

Каких-либо нормативных обязательных требований к составлению штатных расписаний в настоящее время не установлено, также как не определяются требования о каком-либо нормативе количества штатных сотрудников ППС и их обязательным наличием в организации.

Дополнительное профессиональное образование

ФГОС дополнительного профессионального образования (ДПО) – еще один несуществующий термин. В сфере допобразования взрослых качество учебного процесса и его итоги оцениваются главным образом по достигнутым слушателями результатам – соответствуют ли они заявленным в программах целям.

Согласно статьям 75 и 76 ФЗ № 273 дополнительное профессиональное образование строится на компетентностном подходе

Он должен быть реализован в равной степени в программах любой продолжительности, неважно, будет ли это краткосрочное повышение квалификации или годовая профпереподготовка

Компетенция – результат обучения, необходимый для освоения нового направления деятельности или приобретения более высокой квалификации. Он должен быть отражен в ДПП (дополнительной профессиональной программе).

Содержание программ допобразования не регламентируется, но оно должно учитывать профстандарты и квалификационные требования к претендентам на определенные должности. Разработка необходимого набора сопроводительных документов целиком находится в ведении самого учреждения ДПО. Исключение – случаи, определенные ФЗ «Об образовании»:

  • (типовая программа утверждается Министерством транспорта РФ);
  • (утверждается органом, в интересах которого осуществляется обучение);
  • (Минздрав РФ);
  • подготовка авиа и ж/д персонала (Минтранс).

ДПП не подлежат государственной аккредитации, но в общем виде требования к их структуре . Программа включает следующие блоки:

  • цель обучения;
  • планируемые результаты (включая перечень профессиональных компетенций);
  • учебный план (список, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин и формы аттестации слушателей);
  • календарный учебный график;
  • рабочие учебные программы дисциплин;
  • организационно-педагогическое обеспечение;
  • оценочные материалы и иные компоненты.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов делает программу недействительной.

В целом унифицированные стандарты дополнительного профессионального образования находятся сейчас на стадии становления. Приведение нормативов к общему знаменателю поможет наладить систему эффективного контроля деятельности учреждений ДО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector