Этнография

Знания, умения и личностные качества

Для успешной работы и карьерного роста этнографу нужно обладать отличными знаниями своей профессии. В частности ему следует очень хорошо разбираться в таких сферах:

  • история (в том числе – мировых цивилизаций, конкретных народов) и география;
  • этнология и древние языки, этнография и археология, антропология;
  • обычаи исследуемого этноса;
  • журналистика.

Одних знаний для работы такому специалисту будет маловато. Без ряда важных для этой профессии личных качеств не обойтись. Этнограф должен быть:

  • педантичным;
  • исполнительным;
  • инициативным;
  • самостоятельным;
  • предусмотрительным.

Кроме того, ему понадобятся способности:

  • к ведению исследований;
  • работать с документацией;
  • коммуницировать с людьми и налаживать с ними контакт;
  • продолжительно заниматься кропотливым трудом;
  • запоминать большие объемы информации;
  • анализировать и сопоставлять;
  • мыслить пространственно и образно;
  • грамотно и четко выражать мысли.

Требования к кандидатам

Этнографом (этнологом) может стать лишь человек с незапятнанной биографией. Он должен быстро находить общий язык с представителями других народностей и с уважением относиться к их языку, культуре, традициям.

Среди других требований, предъявляемых к специалистам, выделяют:

Образование. В профессию берут исключительно людей, имеющих высшее образование по одной из профильных специальностей: культурология, география, история и филология. В некоторых случаях этнографами становятся люди, окончившие факультет журналистики.
Знания. Специалисту в работе понадобятся доскональные знания в области истории мировых цивилизаций. Не будет лишним кратко изучить географию, археологию, антропологию и особенности того или иного этноса. Кроме этого, этнологу нужно знать 2−3 иностранных языка.
Навыки. Хороший специалист должен обладать навыками журналиста и оратора

Помимо этого, ему понадобится опыт обработки больших объёмов данных и выделение из них наиболее важной информации.

Похожие термины:

  • Важную историческую роль сыграли поселения вдоль среднего течения р. Тигр. Здешние территории не отличались ни суровым климатом сухих тропиков Нижней Месопотамии — пустынь и солоноватых речных

  • наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с

  • журнал, издаваемый Ин-том этнографии АН СССР. В 1931 вышло 4 номера, в 1932-36 — по 6 номеров в год, в 1937 — 4 номера. В 1938-47 под тем же назв. выходили периодич. сборники (последний No 6/7). В 1946 возобновилось издание

  • сотрудн. «Донск. газеты» 1870 гг. {Венгеров}

  • сотрудн. «Северн. пчелы». 1860-х гг., биограф гр. Аракчеева. {Венгеров}

  • МАЭ) — старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк

  • создано в г.Чердыни 4 июня 1899 по инициативе пред. у. земской управы Д.А.Удинцева (1862-1915). Устав утвержден 18 дек. 1902 в Мин-ве внутр. дел. Состояло из учителей, земских служащих, купцов, духовенства. Кроме 3

  • ежемес. информационно- библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б-кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выход

  • 1 – первое и единственное коллективное научное издание, предпринятое группой уральских ученых и посвященное истории и этнографии татар. Выпущено в рамках серийного бюллетеня «Образовательные уч

  • имени Н. H. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ) — центральное в СССР науч. учреждение в области этнографии. ИЭ тесно связан с местными (респ. и др.) этнографич. учреждениями и осуществляет координацию этногра-ф

  • Существует при национальном университете им. В.Н. Каразина. Ведет свое начало с 1807, когда при университете был создан кабинет редкостей и привезены первые древности из Ольвии и Воронежской губерни

  • одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы.

  • карта языков, диалектов и этносов на терр. Пенз. края. На 1 янв. 1989 в Пенз. обл. проживало 1,5 млн чел. Русские (1296 тыс. чел., 86,2%), мордва (86 тыс. чел., 5,7%), татары (81тыс. чел., 5,4%), чуваши (7 тыс. чел., 0,5%) и предста

  • монография И.А. Сыркиной и Д.Г. Касимовой, изданная в Глазове в 1994 г. В монографии раскрываются актуальные вопросы этнической истории чепецких татар с XVII по ХХ в., характеризуются черты материальной

  • от греч. etnos — народ и grapo — пишу) — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй ра

  • до 1979 Ирбитский ист.)    открыт в 1883 по инициативе чл. УОЛЕ А.А. Ардышева, Д.А.Воробьева, С.А. Удинцева, С.В.Федосеева. В его фондах более 26 тыс. единиц хранения: предметы пром. и кустарного произв., предн

  • создано им на собственные средства в 1890-х для сбора материалов об образе жизни русского народа. Программа включила около 500 вопросов и опиралась на опыт сбора подобных материалов в XVIII-XIX вв. (Академ

  • создано в 1908 в Петербурге по инициативе С. М. Дубнова для изучения истории еврейских общин в России и Царстве Польском. Издавало журнал «Еврейская старина» (1909-30), в 1911-14 провело экспедиции в города и

  • им. Г. Квитки-Основьяненко. Образовано в Х-ве в марте 1912. Председателем его стал К. Бич-Лубенский, заместителем С. Тимошенко, активными членами были Г. Хоткевич, Х. Алчевская, Н. Сумцов и др. Общество вы

История возникновения

Основы этнографии в России были заложены ещё во времена Петра Великого, повелением которого в Санкт-Петербурге была основана кунст-камера, в которой, среди прочих «диковинок и редкостей», коллекционировались предметы культур экзотических народов. Сейчас основанная Петром кунст-камера именуется Петербургским музеем антропологии и этнографии.

Основатель российской этнографии, Николая Харузин определил задачи новой науки следующим образом:

  1. Изучение быта и культуры исследуемого народа.
  2. Установление путей его исторического развития и формирования.
  3. Поиск общих закономерностей развития, свойственных для всех этнических групп на начальных этапах их становления.

В конце19 – начале 20 вв. за новой наукой в России закрепилось наименование «этнография», в то время как в странах Запада она чаще именовалась антропологией («знание о человеке») и этнологией («знание о народах). В российской и советской науке прочно закрепилось наименование «этнография», вплоть до 1990-х годов, когда официально, решением руководства РАН, единое научное направление было разделено на два направления – антропологию и этнологию. Данное решение вызвало множество споров и протестов среди научных сотрудников, но большинством голосов это разделение было всё же утверждено.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности

Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф – это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение – выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Описание профессии

Итак, кто такой этнограф. Как уже упоминалось, это специалист, который профессионально изучает народы. В первую очередь его интересует их этногенез, быт, традиции, перемещения, расселение и отношения с другими этносами в культурно-историческом ракурсе.

Свою деятельность представитель этой профессии осуществляет в рамках длительных научных экспедиций. Их локализация – Российская Федерация или зарубежные страны. Ведутся исследования на протяжении 15-месячного «этнографического года». Таким образом, специалист должен быть готовым к спартанским походным и климатическим условиям. Зачастую этнограф принимает участие в археологических экспедициях и работает в одной команде с историками. Ведь именно ему предстоит опрашивать жителей населенных пунктов, где проводятся раскопки, о предназначении и происхождении найденных в земле предметов.

Собранные «в поле» данные специалист обрабатывает и анализирует уже в рабочем помещении. В кабинете или лаборатории он проводит стационарные исследования. Они сводятся к составлению этнографических карт, организации антропологических экспертиз, анализу и классификации собранного материала, работе с архивной документацией.

Этнографы – это многопрофильные специалисты. Диапазон мест работы у них достаточно широк:

  • музей;
  • научно-исследовательский институт;
  • СМИ;
  • издательство;
  • туристическая компания.

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия этнограф подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Плюсы и минусы профессии

Желательно внимательно изучить плюсы и минусы профессии

Это особенно важно для детей, которые выбирают профессию для себя

Плюсы:

  • Возможность совершать разнообразные интересные открытия;
  • Проведение насыщенной исследовательской работы;
  • Отсутствие рутины, связанной с работой в офисе;
  • Официальная трудовая деятельность;
  • Коммуникация с интересными людьми;
  • Хороший доход при работе за рубежом.

Минусы::

  • Наличие противопоказаний, которые не позволяют получить профессию;
  • Необходимость стремления к регулярному получению знаний;
  • Низкая зарплата в России, поэтому гарантировать получение желаемого уровня прибыли оказывается затруднительным в большинстве случаев.

[править] Проблема названия науки

Кандидат исторических наук Владимир Серафимович Бузин отмечает, что в 1991 году произошло разделение названия. В одних академических центрах оставлен термин «этнография», в других «этнология». Учёный пишет: «…В самой западной науке нет единого наименования для этой сферы знания… Более того, если строго подходить к названию науки, то культурная или социальная, антропология не имеет права на существование как наука, изучающая народы земли, поскольку в её названии отсутствует необходимый для определения содержания науки термин — этнос»

Между тем, работы по «модернизации» этнографии не останавливаются. Так в Омском государственном университете проходит программа по «новому» курсу: «Социальная антропология».

Юлия Гендуне: археология и мистика

Юлия Гендуне. Изображение: konakovsky-uezd.org

О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.

В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.

Краткая история

Кто такие этнографы и как появилась профессия? Определить точную дату появления этнографии как науки достаточно трудно. Впервые метод непосредственного наблюдения за бытом разных народов применил Геродот (около 484 года до н. э. – около 425 года до н. э.). Свой вклад в формирование этнографии внес и Гай Юлий Цезарь (100 год до н. э. – 44 год до н. э.). Ему принадлежит труд под названием «Записки о Галльской войне». В нем знаменитый полководец проводит анализ поведения кельтов в условиях боевых действий и сравнивает их с германцами.

Древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту (середина 50-х годов – около 120 года) удалось собрать богатейший этнографический материал. В самом начале своей деятельности он прилагал максимальные усилия для систематизации того, что видел собственными глазами. В своих первых научных трудах Тацит делал попытки определить, откуда пошли британские народы, а также понять истоки их многообразия.

Некоторые ученые полагают, что этнография появилась в тот период, когда были сделаны великие географические открытия (15–17 века). Ведь именно в это время люди получили достоверную информацию о том, что существуют и другие народы. Как наука она официально сформировалась и была признана только в 19 столетии.

Похожие термины:

commercial ethnography) — использование этнографических методов для освещения проектов и маркетинга. Подобно взаимному влиянию коммерческих исследований рынка и академических социально-обзорных работ, н

научно-исследовательская программа в социологии науки, изучающая процесс производства научного знания в повседневной деятельности ученых. Возникновение этого подхода относится к «антропологич

Направление социолингвистических исследований, в котором отправным пунктом анализа служит речевой коллектив или другой социальный контекст, в связи с чем утверждается примат: 1) речи над языком; 2

ethnography of communication (EOC) греч. ethno- ‘раса, культура, народ’ + graph(os) ‘что-либо нарисованное или написанное’ — термин восходит к названию известной книги американского социолингвиста и антрополога Д. Хай

изучение процессов становления, воспроизводства и функционирования в обществе профессий и профессиональных сообществ, основанное на применении этнографических методов и интерпретативных объя

направление исследований промышленных организаций, изучающее системы и практики организации труда в современном обществе. Ключевые исследования Э. р. связаны с работами по преимуществу социолог

основано в 1863 году при Московском университете. Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, со

основано в 1863 году при Московском университете (сначала как Общество любителей естествознания). Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, из

или “этнологичекий” — собрание карт, показывающих распространение различных элементов традиционной культуры, в сочетании с текстом и типологическими таблицами, поясняющими и объясняющими карт

(англ. — object of ethnography, нем. — Objekt Volkerkunde) . Основным объектом изучения этнографии (этнологии) являются этносы и другие историко-культурные общности. К числу основных исследовательских объектов этногра

(англ. — subject of ethnography; нем. — Gegenstand Volkerkunde) — характерные свойства ее основных объектов исследования — этносов, главным образом их традиционная бытовая (внепроизводственная) культура. Этому слою культ

то есть относящийся к сфере этнографии, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотноше

как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающе

один из важнейших разделов этнографической науки, занимающийся исследованием на разные исторические периоды характерных черт и пространственного распространения элементов традиционной народн

карты, отражающие размещение этнографических явлений: различных элементов материальной и духовной культуры.

Совокупность людей какой-л. национальности, проживающих на определенной территории и отличающихся отдельными этнографическими особенностями: культурными, бытовыми, отличающимися от остальных п

Регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к разным этносам, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности. На территории РФ обычно выделяется

(англ. — ethnic methodologie, нем

— ethnographische (ethnologische) Methodologie) — основные принципы познания объектов этнографии (как основных, так и частных); главное внимание уделяется обоснованию выделения основных ее объек

(англ. — ethnographic typology; нем

— ethnographische Typologie) — средство и метод познания этнографических явлений (объектов и процессов), основанное на их сравнительной классификации, т.е. разделения и группировки по те

Название предметов или понятий, характерных для быта, хозяйства в данной местности. Э. не имеет аналогов в литературном языке. Напр., туес – сосуд из бересты.

Обязанности

Этнограф – прежде всего, практик. Находясь в исследуемом регионе, он в течение 2–3 месяцев устанавливает контакт с населением, кропотливо собирая информацию о традициях и бытовом устройстве жизни. После этого специалист приступает к следующему этапу – анкетированию представителей изучаемой народности. В первую очередь его интересует их гардероб, кухня, религиозные убеждения и верования

Помимо этого, он акцентирует свое внимание на бытовой, повседневной деятельности людей. Такие наблюдения ведутся в разные сезоны

Это позволяет сделать в дальнейшем максимально полный анализ жизненного цикла конкретного этноса. На базе полученной информации составляется детальный отчет, который со временем становится материалом для доклада на конференции или публикации в научно-популярном издании.

Конкретизируем, что должен делать этнограф:

  • исследовать традиционные особенности быта и культуры народа, которые влияют на формирование облика этноса;
  • изучать бытовую деятельность и социальную структуру народности;
  • анализировать первобытно-общинный строй (материалом служат его пережитки, сохранившиеся у современного этноса);
  • исследовать миграционные процессы и колебания численности народа;
  • изучать язык, духовные устои и религиозные убеждения этноса;
  • вести наблюдения за жизнедеятельностью представителей народности посредством экспедиционных и стационарных исследований, сбора коллекций и других методов;
  • работать с объектами, представляющими собой историческое наследие (фольклор, образцы письменности, предметы, найденные в процессе археологических раскопок);
  • проводить опросы и общаться с представителями этноса разных поколений;
  • выполнять антропологические экспертизы;
  • составлять этнографические карты на основе данных о взаимодействии этноса с природной средой и типов его расселения.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй – центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юПСРЧМНБ я.ю. мЮПНДШ Х ЙСКЭРСПШ. пЮГБХРХЕ Х БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ. л., 1989.

юПЮОНБ д.ч., кЮПХМЮ е.х. я.ц. пШАЮЙНБ Х ЕЦН «НАГНП» НПЦЮМХГЮЖХХ ДСУНБМНИ ФХГМХ ЛСЯСКЭЛЮМ пНЯЯХХ (ЮОПЕКЭ 1917)

аХАКХНЦПЮТХЪ ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНЦПЮТХХ/ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс

аПНЛКЕИ ч.б. щРМНЯ Х ЩРМНЦПЮТХЪ. л., 1973.

аПНЛКЕИ ч.б. нВЕПЙХ РЕНПХХ ЩРМНЯЮ. л., 1983.

бХРНБ л.б. юМРПНОНКНЦХВЕЯЙХЕ ДЮММШЕ ЙЮЙ ХЯРНВМХЙ ОН ХЯРНПХХ ЙНКНМХГЮЖХХ пСЯЯЙНЦН яЕБЕПЮ. л., 1997.

цСАНЦКН л.м. хДЕМРХТХЙЮЖХЪ ХДЕМРХВМНЯРХ. щРМНЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХЕ НВЕПЙХ. л., 2003.

цСЛХКЕБ к.м. щРМНЦЕМЕГ Х АХНЯТЕПЮ гЕЛКХ. яоА., 2001.

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. пЕКХЦХНГМШЕ НПЦЮМХГЮЖХХ ЯНБПЕЛЕММНЦН ЛХПЮ

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. нЯМНБШ ЩРМНДЕЛНЦПЮТХХ.

йЮГЭЛХМЮ н.е. пСЯЯЙЮЪ ОПЮБНЯКЮБМЮЪ ЖЕПЙНБЭ Х МНБЮЪ ПЕКХЦХНГМЮЪ ЯХРСЮЖХЪ Б пНЯЯХХ. щРМНЙНМТЕЯЯХНМЮКЭМЮЪ ЯНЯРЮБКЪЧЫЮЪ ОПНАКЕЛШ.

йЮПКНБ б.б. мЮПНДШ ЯЕБЕПН-БНЯРНВМНИ еБПЮГХХ Б XIX Х уу БЕЙЮУ         

йЮТЕДПЕ ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ ЛЦС – 70 КЕР. яАНПМХЙ МЮСВМШУ ЯРЮРЕИ.

йПЕЯРЭЪМЯЙНЕ ОПЮБНЯСДХЕ. нАШВМНЕ ОПЮБН ПНЯЯХИЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2003.

йСААЕКЭ к.е. нВЕПЙХ ОНРЕЯРЮПМН-ОНКХРХВЕЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1988.

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. мЮПНДМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ  ЙЮГЮУНБ нПЕМАСПЦЯЙНИ НАКЮЯРХ

е.х. кЮПХМЮ. н МНБШУ ОНМЪРХЪУ Б ПЕКХЦХНГМНИ ОПЮЙРХЙЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЙЮГЮУНБ: ЮЙЙСКЮП, ЯСМЙЮП, МСП-ФХЦХР

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. оНЪБКЕМХЕ ВЮЪ Х РПЮДХЖХЪ ВЮЕОХРХЪ С ЙЮГЮУНБ

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. «йПЮФЮ – ЩРН БЕВМШИ МЮЬ НАШВЮИ»: СЛШЙЮМХЕ МЕБЕЯРШ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ.

кЮПХМЮ е.х. йЮГЮУХ пНЯЯХХ: ЯНБПЕЛЕММНЕ ЩРМНЙСКЭРСПМНЕ ПЮГБХРХЕ

е.х.кЮПХМЮ, н.а.мЮСЛНБЮ «б ДПСЦНЛ ЛЕЯРЕ ДПСЦХЕ ГЮЙНМШ Х ЯНАЮЙХ ОН-ДПСЦНЛС КЮЧР»: НОШР ОЕПЕЯЕКЕМХЪ ЙНЬ-ЮЦЮВЯЙХУ ЙЮГЮУНБ Б йЮГЮУЯРЮМ Х НАПЮРМН. 

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йЮГЮУЯЙЮЪ ЛХЦПЮЖХЪ Б ГЮОЮДМНИ ВЮЯРХ ПНЯЯХИЯЙН-ЙЮГЮУЯРЮМЯЙНЦН ОНЦПЮМХВЭЪ

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йКЮЯЯХВЕЯЙХИ ХЯКЮЛ Х РПЮДХЖХНМЮКХГЛ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ

кЮПХМЮ е.х. фХГМЭ Б ОЕЯЙЮУ.

кЕБХ-яРПНЯ й. яРПСЙРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ. л., 1983.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ пНЯЯХХ. л., 1997.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. нАШВМНЕ ОПЮБН МЮПНДНБ ПНЯЯХХ. аХАКХНЦПЮТХВЕЯЙХИ СЙЮГЮРЕКЭ1890-1998

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ ПНЯЯХХ XIX  —  МЮВЮКН уу ББ.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю., рСРНПЯЙХИ ю.б., оЕПЯРМЕБЮ х.о. оПНАКЕЛШ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ХГСВЕМХЪ ПСЯЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ (ЯНЖХНМНПЛЮРХБМЮЪ ЙСКЭРСПЮ).

лЕФЩРМХВЕЯЙХЕ ЙНМТКХЙРШ Б ЯРПЮМЮУ гЮПСАЕФМНЦН бНЯРНЙЮ / нРБ. ПЕД. ю.ю. оПЮГЮСЯЙЮЯ. л., 1991.

оХЛЕМНБ б.б. сДЛСПРШ. нОШР ЙНЛОНМЕМРМНЦН ЮМЮКХГЮ ЩРМНЯЮ. к., 1977.

яБНД ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХУ ОНМЪРХИ Х РЕПЛХМНБ / оНД НАЫ. ПЕД. ч.б. аПНЛКЕЪ Х я.х. бЮИМЬРЕИМЮ. бШО. 6. щРМХВЕЯЙХЕ Х ЩРМН-ЯНЖХЮКЭМШЕ ЙЮРЕЦНПХХ / нРБ. ПЕД. б.х. йНГКНБ. л., 1985.

яНКНБЕИ р.д., лЕУЕДНБ м.к. рПСДШ ОПЕОНДЮБЮРЕКЕИ Х ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНКНЦХ (1939-2009)

яНКНБЕИ р.д. хЯРНПХЪ ЩРМНКНЦХХ Б лНЯЙНБЯЙНЛ СМХБЕПЯХРЕРЕ

яНКНБЕИ р.д. бКЮЯРЭ Х МЮСЙЮ Б пНЯЯХХ. нВЕПЙХ СМХБЕПЯХРЕРЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ Б ДХЯЖХОКХМЮПМНЛ ЙНМРЕЙЯРЕ (XIX — МЮВЮКН XX ББ.).

яНКНБЕИ р.д., яНКНБЕИ б.д. хЯРНПХВЕЯЙХЕ ЯЛШЯКШ ПСЯЯЙНЦН МЮЖХНМЮКХГЛЮ. в. 1,2.

яРЮРХЯРХЙЮ Б ЩРМНЦПЮТХХ / нРБ. ПЕД. б.б. оХЛЕМНБ. л., 1985.

яРЕОМНИ ГЮЙНМ. нАШВМНЕ ОПЮБН ЙЮГЮУНБ, ЙХПЦХГНБ Х РСПЙЛЕМ. / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2000.

рХЬЙНБ б.ю. щРМНКНЦХЪ Х ОНКХРХЙЮ. л., 2005.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХМШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ // лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ ЙЮЙ ЕПЯСПЯ РЕППХРНПХЮКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ. юПУЮМЦЕКЭЯЙ, 2009.

вЕАНЙЯЮПНБ м.м., вЕАНЙЯЮПНБЮ х.ю. мЮПНДШ, ПЮЯШ, ЙСКЭРСПШ. л., 1984.

ьХПНЙНЦНПНБ я.л. щРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ: ХГАПЮММШЕ ПЮАНРШ Х ЛЮРЕПХЮКШ. бКЮДХБНЯРНЙ, 2001.

пЮАНРШ ОН ХЯРНПХХ ЩРМНКНЦХХ Х ЯНЖХНЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ

бШДЮЧЫХЕЯЪ НРЕВЕЯРБЕММШЕ ЩРМНКНЦХ Х ЮМРПНОНКНЦХ уу БЕЙЮ. л., 2004.

лЮПЙНБ ц.е. мЕЛЕЖЙЮЪ ЩРМНКНЦХЪ / сВ. ОНЯНАХЕ ДКЪ БСГНБ. л., 2004.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. хЯРНПХЪ АПХРЮМЯЙНИ ЯНЖХЮКЭМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ. яоА., 2008.

яНКНБЕИ р.д. нР «АСПФСЮГМНИ» ЩРМНКНЦХХ Й «ЯНБЕРЯЙНИ» ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1998.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНЙХ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ. (дН ЯЕПЕДХМШ XIX БЕЙЮ). л., 1978.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ПСЯЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ (ДННЙРЪАПЭЯЙХИ ОЕПХНД). л., 1966.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ГЮПСАЕФМНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1978.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХММШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ МЮ ОПХЛЕПЕ юПУЮМЦЕКЭЯЙНИ Х бНКНЦНДЯЙНИ НАКЮЯРЕИ

щРМНКНЦХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ГЮ ПСАЕФНЛ: ОПНАКЕЛШ, ОНХЯЙХ, ПЕЬЕМХЪ. л., 1991.

Общее представление

Этнография – это наука, изучающая самые разные объекты народного творчества. Это и бытовые предметы, а также украшения и одежда, используемые разными народностями

Внимание уделялось утвари и используемым в работе инструментами. Этнографы собирают сказания, былины, песни и легенды разных местностей

Они занимаются крылатыми фразам, систематизируют и сохраняют для потомков информацию о практикуемых обрядах, принятых в конкретной местности обычаях. Объекты изучения науки общим словом можно охарактеризовать как памятники народного творчества. Сохранение информации о них расширяет и обогащает культурный запас и страны, и нашего мира в целом.

В настоящее время, рассматривая, что такое этнография, обязательно делают акцент на самостоятельности этой дисциплины. В рамках научной сферы исследуется количество национальностей, народностей на планете и их отличительные особенности, расселение. Этнографы изучают, откуда произошли народы, какие языки используют для коммуникации, в каких домах традиционно обитают и какие своеобразные культурные особенности имеют. Объекты изучения этнографии разнообразны, разброс их масштабен как в качественном плане, так и в географическом. Этнографические карты, составленные учеными, представляют собой настоящий кладезь любопытных данных, позволяющих составить представление о быте, жизни, истории различных народностей.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Литература по этнологии и национальному вопросу

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара,
фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма…:

Библиография по национальному вопросу

Также смотрите статьи о теории пассионарного этногенеза.

  • Гуц А.К. Глобальная этносоциология. – Омск: ОмГУ, 1997. 212 с.
  • Иванов П.М. Национальный вопрос: нужен иной подход к его решению // Вестник РАН. 1996 № 5.
  • Песоцкая С.А. Принцип компенсаторности/равновесия в системном единстве национальной культуры //
    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
    Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6. Ч. 2. С. 151-154.
  • Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. – М., 1938.
  • Степанов В.В. Очаги межэтнической напряженности: реальность и прогноз // Вестник РАН. 1994 №4.
  • Шереги Ф.Э. Перспективы развития русского этнического сознания // Вестник РАН. 1995 № 1.
  • Янов А. Русская идея и 2000 год. – Нью-Йорк, 1988.

Главная >
Общественные науки:

История:
Древний мир |
Средние века |
Новое время |
Новейшее время |
Наша Родина |

Другие социальные науки:
Археология |
Генеалогия |
Мифология |
Этнология |

Политология |
Геополитика |
Юриспруденция

Виды ресурсов по обществознанию:
Общественнонаучные порталы |
Новости обществоведения |
Ключевые загадки |
Феномены истории |
Хронология |
Социо-энциклопедии |
Социо-книга |
Авторские исследования

Полезные сведения:
Военная история |

Религии |
Антропология |
Языки и письменности |
Страны и города |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)


Ключевые слова для поиска сведений по этнологии и истории народов:

На русском языке: этнология, народоведение, национальные особенности, история народа, этническая культура;

На английском языке: ethnology, ethnic history, culture.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 14.12.2020

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector