Психолог-дефектолог: кто это, какую работу выполняет
Содержание:
- Где можно получить профессию дефектолога?
- Как стать дефектологом
- Как стать дефектологом
- Краткий перечень дисциплин Специального дефектологического образования
- Почему учиться дистанционно – это просто?
- Отставание, а не отсталость
- Примеры методов работы
- Место работы и возможности карьеры
- Всему научат! Или нет?
- Плюсы и минусы профессии дефектолог
- Как стать дефектологом
- Плюсы профессии логопед
- Дефектология и её виды
Где можно получить профессию дефектолога?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для дефектологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика
Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях
Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.
Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.
Ну и конечно же, при выборе учебного заведения лучше всего отдавать предпочтение ведущим педагогическим ВУЗам России, в число которых входят:
- Московский педагогический государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
- Томский государственный педагогический университет;
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
- Челябинский государственный педагогический университет.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 215 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Российский новый университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 47 632,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 201 756,00 ₽ |
Московский городской педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 190 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 110 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 200 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 76 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Московский городской психолого-педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 75 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 150 000,00 ₽ |
Мурманский государственный гуманитарный университет
Мурманск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 134 880,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 90 000,00 ₽ |
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Коломна
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 85 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 132 080,00 ₽ |
Иркутский государственный университет
Иркутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 498,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 42 713,00 ₽ |
Российский государственный социальный университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 60 000,00 ₽ |
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Пушкин
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 121 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 68 000,00 ₽ |
Дальневосточный федеральный университет
Владивосток
Как стать дефектологом
Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.
В программу обязательно включают следующие дисциплины:
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
- речевые практики;
- нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
- генетика;
- психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.
Необходимые качества специалиста
Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.
Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:
- имеют организаторские способности;
- умеют быстро принимать решения;
- внимательны и терпеливы;
- психологически устойчивы;
- любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
- могут проявить строгость, когда это необходимо;
- коммуникабельны;
- неравнодушны к чужим проблемам.
Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.
Кому противопоказана специальность
У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:
- нарушениями зрения, слуха или речи;
- психическими расстройствами;
- заболеваниями ЦНС;
- судорогами или потерей сознания;
- проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.
Условия труда
Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.
Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.
Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.
Рабочее место
Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:
- школы;
- детские дома, сады и интернаты;
- медицинские и реабилитационные центры;
- санатории.
Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.
Плюсы и минусы профессии
Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- оказание помощи другим людям;
- работа с детьми;
- востребованность специальности;
- возможность карьерного роста;
- многогранность дефектологии как науки.
Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:
- постоянные психоэмоциональные нагрузки;
- успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
- небольшая заработная плата;
- много должностных обязанностей;
- ежедневное общение с людьми;
- возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.
Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.
Как стать дефектологом
Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.
В программу обязательно включают следующие дисциплины:
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
- речевые практики;
- нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
- генетика;
- психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.
Необходимые качества специалиста
Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.
Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:
- имеют организаторские способности;
- умеют быстро принимать решения;
- внимательны и терпеливы;
- психологически устойчивы;
- любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
- могут проявить строгость, когда это необходимо;
- коммуникабельны;
- неравнодушны к чужим проблемам.
Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.
Кому противопоказана специальность
У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:
- нарушениями зрения, слуха или речи;
- психическими расстройствами;
- заболеваниями ЦНС;
- судорогами или потерей сознания;
- проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.
Условия труда
Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.
Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.
Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.
Рабочее место
Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:
- школы;
- детские дома, сады и интернаты;
- медицинские и реабилитационные центры;
- санатории.
Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.
Плюсы и минусы профессии
Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- оказание помощи другим людям;
- работа с детьми;
- востребованность специальности;
- возможность карьерного роста;
- многогранность дефектологии как науки.
Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:
- постоянные психоэмоциональные нагрузки;
- успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
- небольшая заработная плата;
- много должностных обязанностей;
- ежедневное общение с людьми;
- возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.
Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.
Краткий перечень дисциплин Специального дефектологического образования
- Психология;
- Педагогика;
- Анатомия;
- Нейрофизиология;
- Медико-биологические основы дефектологии;
- Фиолологические основы дефектологии;
- Информационные технологии в специальном образовании;
- Специальная педагогика;
- Специальная психология;
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- Общепедагогические аспекты образовательных стандартов учреждений логопедии;
- Аудиовизуальные технологии обучения;
- Логопедия;
- Логопедическая ритмика;
- Методики обучения русскому языку в школах V вида;
- Ортогенез речевой деятельности;
- Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов;
- Коррекционная ритмика;
- Педагогические основы воспитания детей с речевыми дефектами;
- Логопсихология;
- Логопедические технологии;
- Основы сурдопедагогики;
- Социальные аспекты аномального детства;
- Психолингвистика;
- Логопедический массаж и многое другое.
Подробнее о Специальном дефектологическом образовании:
Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии. Наличие тех или иных недостатков у ребенка влияет на весь процесс воспитания, обучения и образования.
Профессия дефектолога объединяет медицину и педагогику.
Обучившись дефектологии, студенты знают закономерности развития «аномальных» детей, особенности их воспитания и обучения, а также вопросы приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к обществу.
Пройдя обучение дефектологии, вы станете лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Вы научитесь выбирать оптимальные обучающие программы с учетом возраста пациента и периода, в котором появилось (возникло) нарушение.
Главный принцип дефектологии совпадает с общей педагогикой, однако у дефектологии уникальная концепция — наличие специальных систем и приемов воспитания, обучения, образования детей с патологиями развития.
Почему специалисты, получившие образование дефектолога, высоко востребованы сегодня?
Именно процесс и характер обучения «аномальных» детей влияет на их развитие и дальнейшие возможности жить комфортно в современном обществе. Если ребенка с ограниченными возможностями не воспитывается и не обучается по специальной системе, и ему несвоевременно оказывается помощь, его развитию наносится серьезный вред, который чреват торможением процессов развития и другими осложнениями.
Решили получить образование дефектолога? Какими качествами вы будете обладать:
- Вы получите соответствующее специализированное образование.
- Научитесь диагностировать имеющиеся отклонения у «аномальных» детей.
- Узнаете способы компенсации патологии развития ребенка.
- Вы сможете проводить специальный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка.
- Научитесь убирать возрастной барьер между собой и ребенком.
- Научитесь входить в доверие к младшему поколению и становиться для ребенка другом.
Как возникают дефекты развития детей?
Существует частная классификация дефектологии по причинам появления дефектов:
- Травмы (в том числе производственного характера).
- Заболевания, характерные для конкретных профессиональных видов деятельности.
- Природные катаклизмы.
- Дорожно-транспортные происшествия.
- Участие или пребывание на территории, где проводились военные действия.
- Последствия экологических преступлений.
Почему учиться дистанционно – это просто?
Чтобы получить профессию логопеда дистанционно, требуется только компьютер, планшет или смартфон с доступом в Интернет. Не нужно обладать специальными знаниями или устанавливать на компьютер какие-либо дополнительные программы.
Например, обучение в АБиУС проходит на сайте в системе дистанционного обучения. От слушателя требуется иметь лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу пользователь самостоятельно и без трудностей ориентируется в этой системе. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.
Вопросы, связанные с обучением, слушатель может задать по телефону своему методисту, который курирует его от начала и до конца обучения.
Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования. Получение диплома или удостоверения – бесплатно почтой России.
Отставание, а не отсталость
Обучающийся второго коррекционного класса 7 вида (ЗПР) не умел читать, писать, считать, быстро уставал, был вял и равнодушен практически ко всему, испытывал трудности в общении.
Раньше детей с задержкой психического развития считали умственно отсталыми. Но и теперь многим учителям, не имеющим специального педагогического образования, сложно отличит умственную отсталость от отставания, задержки в развитии.
У данного ребёнка проблемы развития имели причину не органического, а нейропсихологического характера. Иначе говоря, головной мозг функционален, но некоторые его отделы медленно созревают.
Я занималась с ребёнком дважды в неделю. Среди нескольких направлений коррекционной работы отмечу нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Детям они нравятся. Нейронные связи между правым и левым полушарием можно стимулировать через рисование одновременно обеими руками. Ещё одно простое и забавное упражнение «ухо – нос»: правой рукой берём кончик носа, а левой – мочку правого уха. Затем одновременно меняем руки: правая рука берёт мочку левого уха, а левая рука кончик носа. Повторяем процедуру несколько раз. Попробуйте, это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Также я дала рекомендации классному руководителю, учителю физкультуры и учителю музыки о подходящих данному ребёнку способах поддержки во время урока. В частности, такого ребёнка нужно тщательно инструктировать: то, что другие дети схватывают на лету, ему может быть не понятно без дополнительных объяснений.
Крайне важно чаще обращаться к ученику с данной формой ЗПР с вопросами на уроке. Обычно учителя склонны игнорировать таких детей, потому что они всё равно не способны дать правильный ответ. Это ошибочная стратегия: дело не в том, что ребёнок не сможет в данный момент ответить, а в том, что вопросы учителя стимулируют мозговую активность, благодаря чему созревание нейронов и связей между ними ускоряется
Это ошибочная стратегия: дело не в том, что ребёнок не сможет в данный момент ответить, а в том, что вопросы учителя стимулируют мозговую активность, благодаря чему созревание нейронов и связей между ними ускоряется.
Ник Вуйчич
Также я дала рекомендации родителям для занятий в домашних условиях
Родителям важно «не жалеть» ребёнка и максимально вовлекать в домашние обязанности: мыть, убирать, готовить. Известный австралийский писатель и спикер Ник Вуйчич родился с синдромом тетраамелии, то есть без рук и без ног. Но в детстве родители поручали ему, например, пылесосить дом
Он зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и вполне справлялся с такой задачей. Такой «безжалостный» подход к детям с ОВЗ позволяет максимально раскрыть их потенциал
Но в детстве родители поручали ему, например, пылесосить дом. Он зажимал ручку пылесоса между головой и плечом и вполне справлялся с такой задачей. Такой «безжалостный» подход к детям с ОВЗ позволяет максимально раскрыть их потенциал.
Также среди общих рекомендаций родителям стоит отметить развитие пространственных представлений: ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, лево, право, слева, левее, правее, сверху, снизу, выше, ниже и др. Это можно делать невзначай: «Возьми кружку справа от тебя и поставь перед тарелкой», «Достань соль с нижней полочки» и т. д.
Важно, что родители данного ребёнка обратились за медицинской помощью и прошли весь курс лечения, назначенный неврологом. Очень часто родители боятся или ленятся обращаться к врачам. Без медицинской помощи эффективность коррекционного процесса сильно снижается
Без медицинской помощи эффективность коррекционного процесса сильно снижается.
В результате согласованной работы всех участников образовательного процесса в развитии ребёнка произошёл колоссальный прогресс. В четвёртом классе уровень социальных представлений и умственных действий ученика соответствовал возрастной норме. Программный материал начальной школы усвоен в полном объёме.
Примеры методов работы
Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.
Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.
Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков
Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы»
Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.
Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля
Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.
Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.
Место работы и возможности карьеры
Профессиональные педагоги-дефектологи сегодня действительно востребованы в обществе. Прежде всего, они заняты воспитанием и образованием людей с нарушениями развития. Получивший высшее профильное образование выпускник вуза будет желанным сотрудником в различных заведениях социальной защиты, образования и здравоохранения. Особенно повысился статус педагога-дефектолога с повышением внимания государства к детям-инвалидам.
Работа с людьми, имеющими различные отклонения в личностном развитии, в современном обществе признана нужной и уважаемой. Реабилитационные центры и школы-интернаты для детей получают должный материальный и социальный статус. На услуги профессионального дефектолога существует стабильно высокий спрос в частных детских садах и школах, где оплата труда на порядок выше государственного сектора. Те, кто считает дефектологию лишь незначительным «придатком» серьезных дисциплин ошибаются по причине невежества.
Людей, хорошо освоивших теорию и практику дефектологии, достигающих в своей работе успешных результатов, вполне можно отнести к высокооплачиваемой категории специалистов. Опытный коррекционный педагог, как правило, имеет широкую частную практику. В этой профессии вполне можно реализоваться и в научном качестве. Занятие наукой постепенно возрождает свое общественное признание. Сфера для научно-исследовательской деятельности в этой отрасли достаточна широка.
Читайте далее:
Всему научат! Или нет?
Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому – говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное – на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.
Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей
Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам
Плюсы и минусы профессии дефектолог
Главным плюсом профессии дефектолог можно считать возможность помощи детям, которые по каким-либо причинам не могут стать полноценными членами общества. И задача педагога будет заключаться в развитии личности, приобретении нужных навыков и умений для дальнейшего социального признания
Наибольшее преимущество работы — это ее важность. Помощь семьям, в которых есть ребенок с физическими и или психологическими и отклонениями, просто неоценима
А главная награда – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата. С материальной стороны — это достойная зарплата специалиста и возможность в дальнейшем развиваться и создавать собственные работы для помощи молодым и неопытным дефектологам.
Минусом профессии дефектолога, а точнее ограничением, является набор специалистов. Профессионалом в области дефектологии может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением в данной медицинской сфере, нужно определить действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к учащимся, умеет ли он перестраиваться под уникальные ситуации и вносить полезные корректировки в программу. Получение диплома опирается на подкованность в данной специальности, но личные качества педагога не менее важны. Поэтому получить работу и добиться положительных результатов сможет ограниченный круг людей.
Как стать дефектологом
Как говорилось в начале статьи, дефектология объединяет в себе несколько наук, главенствующей среди которых является педагогика. Исходя из этого, будущий специалист в этой области должен иметь педагогическое образование, но не простое, а со специализацией «дефектология».
Студентов, изучающих данную специализацию, будут в течение пяти лет обучать работе с неполноценными людьми и при надобности оказывать психологическую, медицинскую помощь. Если у вас уже есть педагогическое или медицинское образование, вы можете пройти ускоренный курс обучения за два-три года. Но для этого вам всё равно придётся поступить в ВУЗ на дефектолога.
Плюсы профессии логопед
При детальном рассмотрении «плюсами» профессии логопед или дефектолог (что по сути является синонимами) можно считать.
Возможность приложить свои усилия и желание для помощи другим
Логопед – весьма важная специальность. Он выполняет ответственную работу: возвращает речевые функции человеку или помогает развивать их при надобности.
Чаще всего, для абитуриента или специалиста, решившего избрать этот профессиональный профиль в медицинской направленности или приобрести его в дополнение к основному лечебному, именно отношение логопедии (дефектологии), в качестве «помогающих профессий», становится определяющим фактором.
Длительный отпуск
Несомненным положительным бонусом для обладателя этой очень важной специальности является делительное отпускное время (педагогический отпуск) в количестве 56-ти дней, всегда выпадающий летом, в период (по желанию) с мая месяца по сентябрь включительно (можно вразбив). Особенно эта возможность «плюс» профессии важен для женщин и семей, в которых есть дети младшего школьного возраста и совсем маленькие
Возможность ведения практики частного вида
Наличие такой возможности, по ведению частной практики, как в качестве основного вида работы, так и в дополнение к основной трудовой деятельности, немаловажный факт для получения дополнительного заработка за свой труд.
Непродолжительность рабочего времени
К плюсам профессии «логопеда», можно отнести и сравнительно короткий рабочий день (4-5 часов), что позволяет не только работать, не уставая и не перегружаясь, но и представляется возможность заниматься личными делами, планируя их так, чтобы не отпрашиваться у начальников и не подводить коллег и пациентов.
Постоянное развитие и повышение своего профессионального уровня
Направление логопедии-дефектологии постоянно находится в «движении». С каждым годом, постоянные научные достижения в этом медицинском направлении требуют от специалистов, практикующих в этой области, регулярного самосовершенствования, путём прохождения курсов повышения квалификации, освоения новых методов и методик, участия в симпозиумах и регулярных научных конференциях.
Социально-значимая деятельность
Логопед – это счастливый человек, всегда получающий удовлетворение и удовольствие от работы, проделанной за день, неделю, месяц.
Огромный «плюс» работы логопеда состоит в том, что он всегда имеет свою отдельную комнату-кабинет. Это объясняется тем, что процесс лечения индивидуален и должен проходить в абсолютно защищённом для пациента пространстве, без свидетелей.
Дефектология и её виды
Эта наука подразделяется на несколько отраслей в зависимости от типа заболевания. Существуют следующие виды дефектологии:
- логопедия — занимается коррекцией различных речевых отклонений;
- ортопедагогика — работа с дефектами опорно-двигательной системы;
- сурдопедагогика — исследует проблемы слуха;
- тифлопедагогика — изучает нарушения зрения;
- олигофренопедагогика — наука, специалисты которой сосредоточены на оказании помощи детям, страдающим снижением интеллекта.
Задачи педагога при работе с детьми такие:
- полное и тщательное исследование особенностей развития ребёнка;
- выявление отклонений и дефектов любого рода;
- обучение ориентации в пространстве, грамоте и математическим основам;
- улучшение внимания, памяти, мышления, восприятия у детей;
- развитие речи, моторики, коммуникативных навыков;
- помощь в социализации и адаптации ребёнка к реальной жизни.
Помимо проведения групповых или индивидуальных занятий, дефектолог консультирует родителей, обучает их всем необходимым навыкам для правильного воспитания ребёнка с особенностями. Лечить заболевания, которые стали причиной развития дефектов, коррекционный специалист не должен, этим занимаются только врачи.
Отличия от логопеда
Многие не знают, в чём заключается различие, поэтому когда есть необходимость получить консультацию, возникает вопрос, к какому из специалистов нужно обращаться. На самом деле разница ощутимая.
Логопед работает со здоровыми детьми, у которых наблюдается неправильное произношение определённых звуков или слов. Такой узконаправленный специалист выполняет с ребёнком разные упражнения для корректировки речи, развивает правильное произношение.
Дефектолог же помогает детям, у которых речевые дефекты вызваны различными заболеваниями или задержкой в развитии. Это специалист широкого профиля.
Как понять, что нужно обращаться
Профессиональная консультация дефектолога позволит выяснить, есть ли какие-то нарушения у ребёнка и нужно ли проводить лечение. Посещение специалиста необходимо, если у малыша есть хотя бы один из этих признаков:
- в 7 месяцев не реагирует на речь родителей, обращённую к нему, не поворачивает голову, когда его зовут по имени;
- в год ещё не лепечет 8—10 самых элементарных слов;
- в 2 годика не говорит лёгкие слова, общается в основном с помощью жестов;
- в 2 года и 6 месяцев не способен сформулировать простую фразу;
- в 3 годика есть проблемы с артикуляцией, не высовывает язык по просьбе, не глотает слюну;
- В 5 лет дошкольник не может составить простое предложение, описать картинку своими словами;
- ребёнок заикается;
- отстаёт в умственном развитии;
- имеет нарушения ЦНС;
- присутствуют проблемы со слухом или зрением;
- страдает психическими отклонениями.
Методы работы
Основная обязанность педагога-дефектолога — создание условий для максимально возможного развития и адаптации детей с отклонениями к обычной жизни. Работа включает в себя обследование пациентов и определение степени выраженности отклонения, комплектацию групп для проведения совместных занятий, разработку индивидуального плана обучения с учётом всех особенностей, консультирование родителей и педагогических работников по методам воспитания.