Организации дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы — удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО — наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Формы дополнительного образования

В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:

  • повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
  • освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.

Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании

Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.

При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.

В чем заключается специфика дополнительного образования

Определение

Дополнительное образование — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Дополнительное образование представляет собой отдельную разновидность мотивированного образования. Оно позволяет учащемуся обрести заинтересованность в познании мира, помогает развить творческий потенциал и определиться с дальнейшей профессией. Дополнительное образование, как его понимают ученые, является элементом воспитания личности благодаря специальным программам обучения и разработанным методикам.

Идея отечественного дополнительного образования возникла в 1992 году. Концепция возникла на базе внеклассного воспитания. Внешкольные занятия послужили основой, на которой появилась система дополнительного детского образования. Существенная разница заключается в том, что данный вид образования осуществляется по строго определенным программам и направлениям.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Дополнительные занятия для детей претерпели значительные изменения с периода своего возникновения. Перечислим самые существенные из них:

  1. Появилась сеть образовательных учреждений и услуг факультативных занятий.
  2. Сфера дополнительного образования стала намного гибче, чем была ранее, несмотря на приверженность педагогики к консерватизму.
  3. Дополнительное образование — сфера, которая активно развивается.

Данную область отличают следующие характерные черты, отсутствующие у основного:

  • мобильность;
  • ориентированность на личностное образование;
  • многоступенчатость;
  • профильная специальность;
  • разработка индивидуальных методик образования;
  • развитие воспитательной функции с помощью вовлечения ученика в активную деятельность;
  • разработка различных форм и приемлемых способов образования — как результат свободной педагогической деятельности преподавателя.

Предусмотрен документ, который отражает педагогический концепт согласно заданным целям деятельности — образовательная программа учебного коллектива. Она содержит условия и методы, способствующие достижению целей, и предполагает итоговый результат. Образовательная программа раскрывает структуру организации и порядок осуществления ее деятельности, описывает разные формы обеспечения: информационное, ресурсное и т.д.

Признаки, присущие образовательной программе:

  1. Актуальность, т.е. ориентированность на решении самых существенных проблем.
  2. Рациональность — это определение целей и методов для эффективного достижения результата.
  3. Прогнозированность, т.е. соответствие программы современным тенденциям и требованиям.
  4. Контроль — осуществляется для проверки готовых результатов, необходимых для достижения конкретных целей.
  5. Реалистичность — разработка финансовых и кадровых обоснований.
  6. Восприимчивость к сбоям — программа обучения вовремя обнаруживает любые отклонения текущей ситуации от разработанных ранее положений.

Программа дополнительного образования должна соответствовать требованиям норм закона РФ «Об образовании».

Задачи, которые решаются с помощью содержания образовательных программ:

  1. Гарантия благоприятной психологической среды для ребенка.
  2. Компенсация пробелов основной образовательной программы. 
  3. Помощь в выборе индивидуальной образовательной направленности.

Дополнительные занятия должны обеспечить:

  • корректирование психологического развития ребенка;
  • развитие индивидуальных черт детей, социальных навыков, способностей;
  • профилактику девиантного поведения у ребенка или подростка;
  • мотивацию личности к познанию мира и развитию творческих способностей.

Программы содержат в себе светские и гуманистические признаки образования. Во главе угла ставятся главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободное развитие индивидуальности.

Для образовательных программ характерно:

  • содержание концептуальных оснований учебного процесса;
  • структурирование и планирование материала по теме;
  • акцентирование внимания на уровне развития детей в группе;
  • отражение методов оценки результатов обучения по определенным программам;
  • создание условий для раскрытия условий организации образовательного процесса;
  • обеспечение материальной, информационной, методической основы для реализации учебной программы;
  • опора на достижениях мировой культуры.

Программные направления обучения

Существуют четыре направления программ центров ДО:

  • художественное — формирует культурные интересы детей, развивает неординарное мышление и творческую активность;
  • научно-техническое — дает глубокие знания в сфере фундаментальных наук, выходящих за рамки обычной программы;
  • социально-педагогическое — способствует накоплению опыта жизни в обществе и дает детям возможность проявить себя в выбранном виде деятельности;
  • естественно-научное — развивает познавательную активность и любознательность, а также стимулирует стремление получать новые знания.

Различают четыре уровня ЦДО:

  1. Городской.
  2. Областной.
  3. Региональный.
  4. Республиканский.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе — это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Каким целям должно служить допобразование

Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить.

Удовлетворение интересов детей

Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству.

Источник радости и способ полюбить учиться

Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми».

Ранняя профориентация

Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.

«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она.

С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он.

Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.

Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа.

Областной центр

Областной центр дополнительного образования детей координирует и контролирует работу всех организаций внешкольного обучения, расположенных на территории области.

Работники областной организации ДО должны инспектировать материально-техническую оснащенность подконтрольных заведений, уровень квалификации педагогического состава, обеспечивать интеграцию всех учреждений. На областном уровне происходит выявление насущных проблем в сфере ДО и их решение.

В рамках программы центра проводятся областные курсы по повышению квалификации работников образования, на которых преподаватели знакомятся с методиками внедрения информационных технологий, обмениваются опытом, разрабатывают новые варианты подачи материала.

Также на территории области проводятся олимпиады, цель которых — согласно государственным требованиям проверить уровень полученных знаний и умений, выявить одаренных учеников для оказания им поддержки в дальнейшем обучении.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Кто может пройти обучение в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+»

Учиться в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» могут граждане России, имеющие профессиональное образование.Те, у кого уже есть какое-либо профессиональное образование. Чтобы пройти обучение по образовательным программам АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+», необходимо наличие диплома о среднем специальном или высшем образовании.

Учебные программы дополнительного профессионального образования

На сегодня АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» реализует следующие виды подготовки специалистов:

  • Курсы профессиональной переподготовки (от 276 ак. часов и более) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Курсы повышения квалификации персонала (от 16 часов до 249 ак. часов) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Очные образовательные семинары — на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».
  • Очное обучение группы сотрудников на территории заказчика  — для корпоративных заявок от юридических лиц.

Курсы профессиональной переподготовки

Переподготовка — это второе профессиональное образование. Согласно Федеральному закону «Об образовании» одной из форм получения дополнительного профессионального образования является переподготовка профессиональных кадров. При этом данная форма получения новой специальности равноценна базовому проф. образованию. Это означает, что если у слушателя на момент получения второй специальности есть средне-специальное образование, то выдаваемый диплом о переподготовке также будет равен диплому о среднем профессиональном образовании (условно: второе средне-специальное образование).

Идентична ситуация с высшим образованием: если у слушателя уже есть высшее образование, то после обучения на курсах переподготовки слушатель получит диплом равный второму диплому о высшем профессиональном образовании (условно, второе высшее образование).

Кому можно пройти курсы профессиональной переподготовки? Курсы переобучения могут пройти те, кто желает сменить свою профессию или специализацию. Например, лица с медицинским образованием могут переобучиться на педагога и работать в образовательном учреждении. Или, например, учитель русского языка может переквалифицироваться на учителя истории или педагога-психолога и т.д. Все программы обучения соответствуют требованиям профстандартов, ФГОСов и отраслевых нормативных актов.

Выдаваемые документы, сроки и формат обучения на курсах профессиональной переподготовки. АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» выдает диплом о переподготовке установленного образца. Дипломы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака и являются бессрочными. Такой диплом является основным документом, дающим право вести профессиональную деятельность по новой специальности.

Обучение на курсах профессиональной переподготовки проходит по индивидуальным планам, которые согласуются с АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».

Курсы повышения квалификации

Согласно требованиям профстандартов, а также отраслевым требованиям нормативных актов, специалисты обязаны проходить курсы повышения квалификации с определенной периодичностью.

Обучение на курсах повышения квалификации в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» проходит в нескольких форматах:

  • Очное обучение группы слушателей на территории заказчика. Для обеспечения такой формы обучения АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» направляет своих преподавателей к месту обучения слушателей.
  • Очные однодневные и многодневные образовательные семинары на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» 

Слушателям выдается удостоверение установленного образца. Все документы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака. Для слушателей семинаров предусмотрены сертификаты.

Похожие термины:

  • 1) коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм, методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответс

  • образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт

  • – тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,

  • учреждение, ограниченное определенными временными рамками, созданное для реализации образовательных программ дополнительного образования и услуг. Организуется в период функционирования лагер

  • постоянно функционирующее учреждение, деятельность которого не ограничена временными рамками.

  • образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в цел

  • (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и иные, имеющие соответс

  • учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в с

  • согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и других), осуществляемой субъекта

  • учреждение дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство временными учреждениями дополнительного образования района, города.

  • тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах

  • учреждение дополнительного образования, созданное в городе и ограниченное определенными временными рамками.

  • образовательное учреждение, объединяющее несколько типов учебных заведений дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство учреждениями дополнительного образования рай

  • образовательное учреждение, объединяющее несколько типов учебных заведений дополнительного образования, осуществляющее методическое руководство учреждениями дополнительного образования гор

Деятельность регионального центра дополнительного обучения детей

Региональный центр дополнительного образования представляет собой многоуровневую организацию, деятельность которой направлена на выполнение следующих задач:

  • разработка современных программ ДО и внедрение их в образовательный процесс;
  • организация для одаренных ребят мероприятий регионального уровня по всем направлениям внешкольного образования;
  • подготовка талантливых детей к участию во всероссийских и международных фестивалях, соревнованиях, конкурсах.

Региональный центр дополнительного образования детей разрабатывает методические рекомендации, развивает и внедряет новые формы организации ДО. В его задачи входит прогнозирование финансовых расходов и предоставление данных в отдел бюджетного планирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector