Что дает аспирантура, плюсы и минусы послевузовского профессионального обучения

1.3 Аргументы «против»

Несколько слов об эффективности аспирантуры

«Как и мечта, статистика — это форма исполнения желания»
Дж. Бодриллард

Послушаем сначала, что говорит высокое начальство. «Я готов выйти с
предложением в правительство с целью внести изменения в законы и продлить срок
обучения в аспирантуре
с 3 до 4 лет, — сказал министр. — Я считаю, что за три
года хорошую диссертацию написать невозможно» (министр образования и науки А.А.
Фурсенко) .

Немного «веселой» статистики по аспирантуре и защитам диссертаций. Налицо
путаница в показаниях…

Точных данных об эффективности аспирантуры вы нигде не найдете. Да и потом,
средняя эффективность аспирантуры сродни средней температуре по больнице.

«Сравнение данных по приему в аспирантуру и количеству защит показывает, что
эффективность работы аспирантуры в вузах России колеблется от 2% до 65%» .

«… сегодня средний показатель эффективности аспирантуры по России намного ниже
25%, примерно 15%» . В среднем в России из окончивших аспирантуру защищается
по статистике 15-20%. В 2005 году, например, защищено 35 тысяч кандидатских и 1
тысяча докторских .

«… только 30% российских аспирантов защищают диссертацию после окончания
учебы. У докторантов этот показатель несколько выше — 38,9%, но все равно он
остается крайне низким на протяжении последних нескольких лет. Наблюдается
парадокс: число соискателей ученой степени кандидата и доктора наук постоянно
растет, а количество «защищенных» диссертаций уменьшается» .

А вот цитата из документа Высшей аттестационной комиссии, относящегося к 2003
г.

«В 2003 г. отклонено, снято с рассмотрения и возвращено в диссертационные и
ученые советы 201 докторская, 744 кандидатских и 39 профессорских аттестационных
дел. Основные причины принятия отрицательных решений по диссертациям в ВАК —
непродуманный выбор темы, отсутствие новизны, незавершенность
работы
, ее описательность, низкий научный уровень. Бывает
слабой методическая сторона исследования, обнаруживаются ошибки в математическом
аппарате
, необоснованность выводов и научных положений» .
В среднем количество отклоненных диссертаций в ВАКе составляет 3% от общего числа .

Причины фиаско

Таким образом, только 20% (по чересчур оптимистичным оценкам) аспирантов
доводят дело до защиты. Аспирант может успешно выполнить все требования
«Положения об аттестации», и, тем не менее, не защититься в срок. Так что же,
объективно мешает этой славной прослойке населения достойно завершить обучение в
аспирантуре и защититься в срок?

Причина 1. Отсутствие полноценного научного задела. Почти никто из аспирантов
не обсуждает такие вопросы, как будущая тема, трактовка, направление
исследований ДО поступления в аспирантуру. А навыки научной работы приобретаются
(или не приобретаются) уже с самого поступления в ВУЗ (при осмысленном обучении
и дальновидном взгляде на жизнь). Поэтому решение «Я хочу заниматься наукой» не
должно приниматься во втором семестре последнего курса.

Причина 2. Дело том, что большинство поступают в аспирантуру без намерения
защититься или, как минимум, без мыслей о защите, которые то ли возникнут потом,
то ли нет. Данная категория товарищей искренне полагает, что в аспирантуре они
спокойно смогут провести 2-2,5 года, ничего не делая. Причем формального повода
отчислить их не будет, т.к. диссертацию раньше срока все равно никто не
потребует, а систематической учебы как таковой в аспирантуре нет.

Причина 3. Отсутствие профессионального руководства со стороны научного
руководителя.

Причина 4. Кто-то после поступления в аспирантуру уходит с головой в работу
либо другой вид деятельности, где вырисовываются более привлекательные
перспективы, чем грызть гранит науки.

Причина 5. Женитьба (или замужество), а, тем более, появление киндеров, также
зачастую ставят жирный крест на учебе в аспирантуре.

Причина 6. Лень-матушка и неорганизованность.

Причина 7 и т.п. Внезапные проблемы со здоровьем, конфликт с руководителем,
неудачный результат предварительной защиты, и еще тысяча и одна причина.

Можно, конечно, на старости лет успокаивать себя фразой «Талантливые не
защищаются не потому, что не могут, а потому, что не хотят», но это дела не
меняет.

Практическая ситуация
Пятеро человек учились в аспирантуре, но так и не
защитили свои диссертации в срок. Один просто бросил аспирантуру на втором году
обучения; другой был отчислен, поскольку фактически прекратил работу над
диссертацией; двух других «зарубили» на предзащите. Правда, один из них через
несколько лет защитился, другой до сих пор нет, и уже вряд ли. И последний
аспирант из этой пятерки забросил науку после того, как его лишили места в
общежитии.

Грустно…

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Что сдаем и сколько платим?

Здесь всё стандартно: специальность, иностранный язык, философия. Скорее всего, еще реферат страниц на 30 по специальности и собеседование с предполагаемым научным руководителем. Если у тебя диплом магистра и в качестве выпускных экзаменов ты сдавала философию или иностранный — их могут засчитать. Несомненный плюс — наличие публикаций, но и их отсутствие не критично. Если ты претендуешь на бюджетное финансирование — придется пройти конкурс. Каков он, зависит от популярности и открытости института — про некоторые можно заранее сказать, что даже документы подавать бесполезно. То есть их у тебя, конечно, примут, но вот поступить все равно не поступишь — все места давно распределены между «своими». Конкурс в институты РАН (Российская академия наук) может доходить до 4-5 человек на место, на некоторые кафедры РАГС (Российская академия государственной службы) — 5-7, на кафедры факультетов МГУ — редко превышает 1.5, но обычно это как раз тот случай, когда «все свои». Конкурса в платную аспирантуру обычно нет, надо только сдать экзамены. Идеальный вариант — если тебе удастся убедить начальство, что компания заинтересована в твоем обучении. Тогда называться это будет «целевая аспирантура» и оплатит ее твой работодатель. Если нет — платишь сама и обойдется это удовольствие в среднем от 1000 до 2000 у. е. в год; заочная дешевле, но не намного. И будь готова к тому, что на этом твои капиталовложения могут и не закончиться, например, потребуют оплатить сбор диссертационного совета или работу оппонентов. Время экзаменов зависит от института, обычно это либо период с конца мая до начала июля, либо сентябрь-октябрь. Редко — в январе.

Стоит ли идти в аспирантуру

Структура обучения различна чем в ВУЗе. Практически нет лекционных занятий, все или почти все занятия будут небольшие семинары с несколькими аспирантами. Даже всего лишь 2-5 человек в классе — не редкость.

Необходимо быть готовым для проведения семинаров, говорить и участвовать в интеллектуальной беседе. Вашим профессорам будет интересно услышать ваши выводы. Ожидается высокое качество работ, презентаций и групповых проектов. Вы сможете посвятить гораздо больше времени для каждой дисциплины, чем это было в ВУЗе.

Вот что дает аспирантура — продвинутую программу обучения фокусирующуюся на конкретной научной дисциплине или профессии с возможностью защиты кандидатской диссертации.

Выбор формы обучения

Форму
обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел
аспирантуры он только уточняет это в документах.

Существуют
две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что
есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в
аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно.
Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в
аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и
заочной форме.

Очная
форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать
образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении.
Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием
денег.

Поэтому

прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность
науке или финансовая независимость.

Стоит ли бросать аспирантуру?

Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.

Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.

Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.

Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.

Зачем нужно заканчивать аспирантуру?


 

В наше время иметь высшее образование — это уже необходимость. Устроиться на престижную работу после окончания вуза — логическое завершение обучения

Как правило, при рассмотрении кандидатур на свободную вакансию, в первую очередь берется во внимание наличие диплома. Владельцы коммерческих структур, у которых имеется выгодный бизнес, также отдают предпочтение тем, которые имеют не одно, а два и более высших образования

Получение нескольких образований одновременно сейчас не составляет большого труда. Можно учиться на основную специальность и посещать дополнительно занятия на вторую профессию. Главное, наличие времени, желания, и, конечно же, денежных средств.

Как правило, на последнем курсе многие студенты задумываются о возможности поступления в аспирантуру. Это дает возможность им продолжить уже привычный распорядок дня, добиваться более высокого уровня своего образования, находиться в обществе интеллигентных людей. В аспиранты, в основном, идут самые толковые студенты, которые хотят реализовать себя как преподавателем, так и научным сотрудником. Вероятность защитить диссертацию по окончанию аспирантуры зависит только от желаний и стремлений самого аспиранта.

Многим учеба в аспирантуре дает дополнительное время задуматься о своем дальнейшем будущем и определиться с выбором профессии, доходы от которой будут кормить всю оставшуюся жизнь. Некоторые посвящают себя науке, пишут научные статьи, принимают участие в различных конференциях. И другого пути они для себя не видят. Большинство аспирантов все же отдают свое предпочтение дальнейшей преподавательской карьере. Это дает им возможность иметь гибкий распорядок дня, работать в коллективе с привычными людьми, способность реализовать себя в нескольких направлениях одновременно (заниматься преподавательской деятельностью или административной работой, проводить научные исследования и т.д.)

Профессия преподавателя все еще пользуется уважением. Возможность иметь минимальную зарплату и оплачиваемый отпуск в летнее время (что не всегда реально в других компаниях), способность заниматься любимым занятием – все зависит только от вас. Решать какой бизнес выгодный, а какой нет, куда сложней и рискованней, чем просто помогать людям получать знания.

Вместе с этим читают:
• Диплом об окончании аспирантуры
• Успешные аспиранты
• 3 года аспирантуры

 

Поделиться новостью в соцсетях:    просмотров: 2399

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы.
Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Статус кандидата наук — «пропуск» в докторантуру. Она является следующей ступенью подготовки ученых кадров и доступна только держателям диплома магистранта/специалиста, успешно сдавшим кандидатские экзамены, защитившим перед комиссией диссертацию.

Докторантура, как и аспирантура — уровень послевузовского последипломного повышения квалификации. Заканчивается докторской диссертацией, присвоением степени доктора наук.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

Что такое аспирантура?

Итак, аспирантура
– это, прежде всего, самостоятельная форма обучения, которая обеспечивает качественную подготовку научно – педагогического состава высшей квалификации. Полученные на занятиях знания и навыки, скорее, практические, а лекции преобладают в незначительном количестве.

Проще говоря, студент долгие пять лет углубленно изучает теорию в выбранной специальности, а теперь в аспирантуре он может применить полученные знания непосредственно на практике. В данном случае приветствуются многочисленные эксперименты, а также углубленное изучение практического материала в рамках выбранной специальности.

Аспирантура необходима для получения научных знаний и оформления собственных разработок. Если опять-таки говорить простым и доступным языком, то каждый заинтересованный аспирант должен готовиться к своей будущей докторской диссертации.

Для этого желательно обратить внимание на такие аспекты знаний, как:

1.​ Создание и продвижение собственных научных работ;

2.​ Публикация своих работ в научных журналах;

3.​ Выступление аспиранта с докладом на научных конференциях;

4.​ Ведение практических и лабораторных работ для отдельных групп студентов;

5.​ Подготовка будущей докторской диссертации.

Так что занятий на три года учебы предостаточно, главное – своевременно расставить приоритеты и поставить цель, которой неустанно следовать.

Сколько лет предстоит учиться в аспирантуре

Если вы не планируете выезд за пределы России и хотите стать аспирантом, то стоит отучиться на специалитете. После него, как и после магистратуры, получить звание кандидата наук и защитить диссертацию можно через 3 года, если обучение очное. На заочном отделении обучение продлевается еще на год – аспирантам предстоит учиться 4 года. Столько придется постигать науки, если вы учитесь на юриста или по другому гуманитарному направлению.

На некоторых специальностях срок обучения превышает установленные нормативы. Они считаются наиболее сложными и связаны со следующими науками:

  • медициной;
  • высшей математикой;
  • различными отраслями химии и биологии;
  • большинством направлений физики.

Продленный срок обучения действует на большинстве направлений технических специальностей. В этом случае очно подготовиться к получению кандидатской степени можно за 4 года, а на заочном отделении обучение будет длиться 5 лет. Такие сроки действуют на технических направлениях СамГТУ и МГУ.

Как аспирантура помогает в карьере

Споры о необходимости высшего образования и ученой степени идут до сих пор, считают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — Евгений Терентьев и Сауле Бекова.

Чтобы понять, как аспирантура помогает в карьере, оценивают экономическую премию. Это разница в зарплате сотрудника с ученой степенью и его сверстниками без степени. Результаты подобных исследований сильно отличаются.

В 1980-х годах американские исследователи заметили, что реальные зарплаты работников с ученой степенью упали. Людей со степенью было больше, чем требовалось на рынке труда. Специалисты теряют в деньгах, потому что потратили годы на получение степени пока их сверстники нарабатывали реальный опыт. Работодатели ценили опыт больше, чем ученую степень. Работники, которые потратили несколько лет на получение степени вместо выхода на рынок труда в США, потеряли $138 тыс. Отрицательную премию за степень выявили и в Италии, причем для работающих в академической сфере.

Другие исследования показывают выгоду от степени. В конце нулевых американские работники с ученой степенью зарабатывали минимум на 20% больше, чем обладатели степени магистра. Согласно исследованиям в Германии, обладатели ученой степени получают больше по сравнению с магистрами на 11-29% в зависимости от направления подготовки. При этом ученую степень выгоднее получать людям, которые работают вне академической сферы. В России нет подобных исследований. Но по данным НИУ ВШЭ и Швейцарской школы бизнеса, банки работают эффективнее, если ими руководят люди со степенью.

Получившие степень отмечают, что в аспирантуре приобрели важные навыки для работы. При этом дети родителей с ученой степенью более успешны в изучении математики.

Отличия разных ступеней образования

Двухуровневая система образования была необходима, чтобы у выпускников из России была возможность поступить в европейские или американские учебные заведения без необходимости снова прослушивать базовый курс. Сейчас в нашей стране переходный период на эту систему. Пока еще не изменена оценка знаний (за границей она стобалльная) и не во всех ВУЗах имеется разделение на две ступени. Поэтому уровни подготовки студентов сейчас следующие:

  1. Бакалавр – в переводе с латинского это слово означает недоучка. Эта ступень подготовки на сегодня является самой низкой. После нее нельзя поступить в аспирантуру, но уже можно работать или поехать на обучение за границу. Срок получения знаний на бакалавриате – 4 года.
  2. Специалист – человек, который отучился в ВУЗе по одной из старых программ. В этом случае провести на студенческой скамье ему предстоит 5 лет. Одним из преимуществ специалитета является возможность дальнейшего поступления в аспирантуру. При этом студент экономит целый год. В магистратуру на бюджетную основу специалисту поступить уже нельзя, так как повышение ступени считается вторым высшим образованием.
  3. Магистратура – это вторая ступень обучения по европейской системе. Благодаря ей можно получить еще одну профессию или углубить знания в выбранной специальности. После прохождения курса необходимо защитить магистерскую диссертацию, что является хорошей подготовкой к аспирантуре. Срок обучения магистра – 2 года, после чего реально стать преподавателем ВУЗа.

Претендовать на кандидатскую степень можно только на основе специалитета или магистратуры. Можно прекратить обучение после бакалавриата, а позже платно и заочно углубить свои знания.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Аспирантура — третья ступень

Аспирантура — третья ступень

Завершающая, третья ступень высшего образования, обучение на которой продолжают лишь единицы из тех, кто в свое время стоял у первой ступени этой лестницы. Поступление в аспирантуру – процесс сложный, проходят отбор только те, чьи знания являются наиболее крепкими. Каждый конкретный вуз может добавлять к поступающим определенные требования, работать над программой проведения экзамена, а также регулировать число бюджетных мест. При поступлении в аспирантуру сдаются следующие экзамены: философия, иностранный язык, экзамен по специальности.

Особенности обучения на аспирантуре

Аспирантура – это такая ступень обучения, при которой невозможно не посещать занятия, прогуливать лекции. Целью окончания аспирантуры является написание кандидатской диссертации, над которой необходимо основательно потрудиться. Это целое проведенное исследование (или комплекс исследований), которое проводится практически самостоятельно, затем анализируется и становится основой для данной научной работы.

Существуют три формы обучения в аспирантуре – очная, заочная и соискательство. Заочная форма является оптимальной для тех, кто хочет уделять время не только образованию, но и работе. Заочное обучение является только платным, но поскольку бюджетных мест в аспирантуре очень мало, то чаще всего применяется именно этот вариант. Соискательство позволяет человеку, желающему получить ученую степень, самостоятельно прикрепиться к интересующей его кафедре и самостоятельно, без руководителей, написать диссертацию. Перед этим необходимо сдать все экзамены.

Обучение в аспирантуре предполагает также преподавательскую деятельность – минимум 50 академических часов в год, но эта цифра может варьироваться в большую сторону в зависимости от вуза и выбранного направления.

Научные звания и академические степени

После окончания аспирантуры учащийся получает почетное звание кандидата наук. Но получить его не просто. Помимо написания кандидатской диссертации на выбранную тему, необходимо сдать еще три обязательных кандидатских минимума, которые также включают в себя философию, иностранный язык и экзамен по выбранной специальности. Доступ к этим экзаменам будет получен только в том случае, если у аспиранта существуют статьи и результаты исследования, опубликованные в журналах, где рецензентом является ВАК.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Кем можно работать после аспирантуры?

Как показывает тенденция нескольких лет, многие выпускники вузов очных отделений выбирают вместо определенной профессии аспирантуру, чтобы повысить уровень своих знаний до почетной отметки «профессионал». Конечно, придется еще поучиться и вовсе не год, зато результат таких стараний обеспечит перспективное будущее.

Если интересно знать, кем можно стать после аспирантуры, то вариантов несколько. Чаще всего выпускники остаются в стенах родного вуза в качестве уже квалифицированных преподавателей и также обучают желторотых студентов.

Какая бы специальность не была выбрана, аспирант связывает ее с научной деятельностью, которая в дальнейшем становится смыслом его жизни. Не бывает случайных аспирантов, а каждый осознанно выбирает профессию, связанную с наукой!

Вывод
: Если ты – выпускник вуза, но стремишься продолжить обучение и через несколько лет стать квалифицированным преподавателем, то просто обязан знать, кем работать после аспирантуры.

На информативном сайте сайт описаны все тонкости и нюансы данного вопроса, которые в будущем помогут определиться с окончательным выбором будущей профессии.

Теперь ты знаешь, кем работать после аспирантуры
.

Внешняя мотивация

Внешняя мотивация помогает аспирантам достигать личных целей, если они не интересуются наукой или преподаванием. По неакадемическим мотивам в аспирантуру поступают реже. Например, только 38% опрошенных считают, что обучение поможет построить карьеру вне академии, а 23% захотели остаться в университетской среде.

Лекция «ПостНауки» о том, как связаны карьера и образование, чем различаются ступени образования и как выбирать университет

Определенные выгоды. Одна из причин, по которой 29% мужчин поступили в аспирантуру — отсрочка от армии. Из-за места в общежитии поступили 7% опрошенных. Люди идут в аспирантуру, чтобы получить ученую степень и работу с хорошей зарплатой. При этом многие делают особую ставку на бренд вуза. Другим ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения.

Престиж, карьера, эмиграция. Получить ученую степень, потому что это престижно хотели 78% опрошенных. Об этом говорили и опрошенные преподаватели. Аспиранты получают компетенции, которые помогают строить карьеру и конкурировать на рынке труда. При этом аспирантура упрощает переезд в другой город или другую страну.

Экономика образования

Как грамотно составить резюме на английском: пять практических советов

Доделать проект и подвести итоги. Завершая работу над диссертацией, аспиранты подводят итоги своего профессионального развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector