Аграрные вузы россии
Содержание:
Зарубежный опыт
Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.
Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».
Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.
Оставить нельзя модернизировать
Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.
Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.
Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.
В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.
История
Почтовая марка СССР, 1965 год
Почтовая марка России, 2015 год
Датой основания считается 3 декабря 1865 года, когда вышло распоряжение об открытии Петровской земледельческой и лесной академии. 25 января 1866 года состоялось открытие лекций.
Имперский период
Основная статья: Петровская сельскохозяйственная академия
27 октября 1865 года утверждён Устав академии. 3 декабря 1865 года объявлено распоряжение правительства об её открытии; открыты два отделения — сельскохозяйственное и лесное.
25 января 1866 года прочитаны первые лекции. С 1871 года началось преподавание садоводства и огородничества.
По новому Уставу от 16 июня 1873 года академия стала государственным вузом. В 1878—1879 годах в академии был организован лесохозяйственный музей, заложен лесной питомник, на опытном поле открылась метеорологическая станция.
В 1889 году принят новый Устав; ликвидируется лесное отделение; изменяется название: до 1894 года — Петровская сельскохозяйственная академия.
1 февраля 1894 года академия была закрыта. В июне 1894 года учреждён Московский сельскохозяйственный институт. В 1895—1898 годах заложен ботанический сад.
Советский период
Памятник Клименту Тимирязеву на территории академии
В 1917 году восстановлено название — Петровская сельскохозяйственная академия, изменены устав и организационная структура, созданы новые учебные планы и программы.
В декабре 1923 года вуз получил новое название — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева; обучение было трёхгодичным, существовало 3 факультета: агрономический, экономический и инженерный.
В начале 1930-х годов на базе факультетов академии созданы Гидромелиоративный институт, Институт инженеров сельскохозяйственного производства, Институт рыбной промышленности.
В 1941 году Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева являлась вузом Наркомзема СССР и имела почтовый адрес: город Москва, Новое шоссе, дом 10.
Основная деятельность Тимирязевской академии не прерывалась в военные годы. Временно она находилась в Самарканде, но уже в 1943 году возобновились занятия в Москве.
Современный период
В 1994 году утверждён Устав и название Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (МСХА). В 2001 году принят новый Устав академии.
20 июня 2005 года академия переименована в Федеральное государственное образовательное учреждение «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева).
11 сентября 2008 года указом президента Российской Федерации № 1343 в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 2009 году университет получил статус базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования.
20 мая 2013 года приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была начата реорганизация университета путём присоединения к нему ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства». 4 апреля 2014 года присоединение было завершено.
В 2017 году РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева признан базовой организацией Министерства сельского хозяйства РФ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области агропромышленного комплекса.
В ноябре 2019 года приказом министра сельского хозяйства на должность ректора назначен Академик РАН, профессор В. И. Трухачев. Учёный является председателем Ассоциации аграрных вузов РФ «Агрообразование» и входит в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Алтайский ГАУ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет»
В Алтайском государственном аграрном университете обучаются более 9 тысяч студентов по 39 программам высшего профессионального образования, в том числе более 5 тысяч студентов заочной формы. Заочная форма обучения предусматривает подготовку специалистов по 23 профессиональным образовательным программам. Ежегодно 900-1000 человек становятся первокурсниками очной формы обучения.
Понимая свою ответственность за социально-экономическое развитие сельских территорий края, университет на 70% формирует свой студенческий контингент из числа представителей сельской молодежи благодаря целевой подготовке. Выпускники техникумов и колледжей аграрного профиля могут продолжить образование в Алтайском государственном аграрном университете по сокращенным программам специальностей очного и заочного обучения. Принцип «Образование через всю жизнь» реализуется и для выпускников университета, они могут продолжить обучение в аспирантуре, получить дополнительное образование по специализациям переподготовки в стенах вуза.
АСХИ-АГАУ подготовил более 50 тысяч специалистов. Из них 9 выпускников стали Героями Социалистического Труда, 8 — лауреатами государственных премий, 27 — лауреатами премии Алтайского края в области науки и техники. 2009 год ознаменуется вручением: диплома о высшем образовании 50-тысячному выпускнику. Вся учебная и научная деятельность в АГАУ базируется на задачах, которые ставят перед вузом учредитель — Министерство сельского хозяйства РФ и Администрация Алтайского края. Тесное взаимодействие, партнерство власти и науки — важный фактор результативной работы вуза.
Основную деятельность университета в настоящее время обеспечивают более 484 научно-педагогических работников, в том числе 52 доктора наук и профессора, более 358 кандидатов наук, доцентов, 9 членов различных академий наук, 12 заслуженных работников Российской Федерации. Университет ведет подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре по 7 отраслям науки и 25 специальностям. В системе аттестации научных кадров действуют семь диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора наук. Сотрудники университета ежегодно защищают 3-4 докторских и 30-40 кандидатских диссертаций, публикуют 20-30 монографий, 40-50 учебников и учебных пособий, 150-200 учебно-методических пособий, более 1000 научных статей. Сегодня Алтайский государственный аграрный университет прогрессивно развивается, имеет прочные позиции по всем направлениям деятельности.
Библиотека
Со времени открытия Петровской земледельческой и лесной академии 3 декабря 1865 года согласно её Уставу появилась и библиотека. Открытию её предшествовал ряд организационных мероприятий, и прежде всего формирование фонда. В основном фонд составили пожертвования учреждений и частных лиц; из частных лиц самое крупное пожертвование было сделано первым директором Н. И. Железновым; среди крупных дарителей — библиотека Академии наук, Императорская публичная библиотека, Императорское Вольное экономическое общество, Санкт-Петербургский лесной институт. Первым библиотекарем был назначен профессор В. Н. Андреев; была выбрана библиотечная комиссия из трёх профессоров под председательством профессора Э. Б. Шене; 9 апреля 1866 года в штате библиотеки появился ещё один сотрудник — слушатель академии Г. Гофман.
С 1877 года по решению Совета академии начала действовать учебная библиотека; главная библиотека стала именоваться фундаментальной, а учебная — библиотекой учебных пособий. В неё из главной библиотеки было передано 238 учебников и учебных пособий и выделен один читальный зал. Только с 1895 года у библиотеки учебных пособий появились денежные средства для самостоятельного комплектования. Однако на протяжении всех лет значительным источником пополнения книжных фондов были пожертвования профессоров и воспитанников академии; в разное время библиотека получила ценнейшие дары: в 1867 году по завещанию профессора И. Д. Ауэрбаха почти 800 томов; от профессора М. И. Придорогина 830 томов по зоотехнии; по завещанию профессора В. Ф. Болдарева многочисленное собрание книг по сельскохозяйственной энтомологии; от профессоров Московского университета А. П. Богданова и Н. Ю. Зографа — более 6000 томов книг по биологии и зоологии.
В 1894—1919 годах директором библиотеки был Карл Фёдорович Арнольд.
В начале января 1915 года в фундаментальной библиотеке насчитывалось 62986 томов научных книг, включающих более 20 тысяч названий, 52 % — на русском языке; библиотека имела несколько каталогов: алфавитный книг, систематический книг, алфавитный периодических изданий на русском языке и иностранных (английском, немецком).
К 1917 году библиотека заняла почти весь первый этаж главного здания и значительную часть подвального помещения. В это же время на ряде кафедр стихийно стали возникать кафедральные библиотеки из пожертвований преподавателей и слушателей кафедр, состоявшие из рукописных лекций, отчетов, книг, периодических изданий.
В первые годы существования посещаемость библиотеки не превышала 800 человек в год. Это в значительной мере объяснялось жёстким режимом, установленным в правилах пользования книгами библиотеки. Лишь в 1905 году был отменён тройной залог, который должны были вносить студенты при получении книг. Отменено было также запрещение студентам получать на дом периодические издания. Библиотека стала работать ежедневно и более продолжительное время, не закрывалась и во время каникул.
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100
Рейтинговое агентство RAEX публикует рейтинг лучших университетов России с 2012 года. В систему оценивания входит три основных индекса, учитывающих подкомпоненты:
- Качество образования (50%) включает уровень преподавания, международную интеграцию, ресурсную обеспеченность и востребованность среди абитуриентов;
- Востребованность работодателями выпускников вуза (30%) включает сотрудничество с работодателями и качество карьеры выпускников;
- Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (20%) включает научно-исследовательский потенциал, научные достижения и исследовательскую инфраструктуру.
Всего в рейтинге используется 43 показателя. Агентство не только оценивает уровень вуза, но и рассматривает рынок высшего образования в целом: определяет тенденции и причины изменений позиций в рейтинге.
В топ-10 российских вузов, по оценке RAEX-2021, входят:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
- МГИМО МИД России
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Структура университета
Один из учебных корпусов академии
Институты
- Институт механики и энергетики имени В. П. Горячкина
- Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства имени А. Н. Костякова
- Институт экономики и управления АПК
- Институт непрерывного образования
Опытное поле МСХА, улица Прянишникова
Факультеты
- Агрономии и биотехнологии
- Зоотехнии и биологии
- Гуманитарно-педагогический
- Почвоведения, агрохимии и экологии
- Садоводства и ландшафтной архитектуры
- Технологический
- Факультет заочного образования
- Факультет довузовской подготовки
- Лаборатория защиты растений
- Учебно-опытная пасека
- Лаборатория плодоводства
- Информационно-аналитический центр регистра и кадастра
- Лаборатория строительно-технической экспертизы зданий и сооружений
- Лаборатория селекции и семеноводства полевых культур
- Испытательная лаборатория по качеству молока
- Метеорологическая обсерватория имени В. А. Михельсона
- Почвенно-экологическая лаборатория
- Учебно-научно-производственный центр «Овощная опытная станция имени В. И. Эдельштейна»
- Лаборатория агроэкологического мониторинга, моделирования и прогнозирования экосистем
- Научно-исследовательская и проектно-учебная лаборатория транспортных средств сельскохозяйственного назначения
- Учебно-научный консультационный центр «Лесная опытная дача»
- Учебно-научный производственный центр спортивного газоноустройства и ландшафтного газоноведения
- Центр зерновых бобовых культур и производства растительного белка
- Центр спортивно-технического развития молодежи — «Вектор»
- Лаборатория белого люпина
- Учебно-научный корпус в Михайловском
- Учебно-научный центр коллективного пользования — сервисная лаборатория комплексного анализа химических соединений
- Центр молекулярной биотехнологии
- Полевая опытная станция
- Проблемная научно-исследовательская лаборатория по разработке теоретических основ совместного управления водным, солевым и тепловым режимами мелиорируемых земель
- Учебно-научный консультационный центр «Агроэкология пестицидов и агрохимикатов»
- Лаборатория генетики, селекции и биотехнологии овощных культур
- Центр образовательной, спортивной и культурно-массовой работы
- Отраслевой аграрный бизнес-инкубатор
- Центр развития животноводства
- Лаборатория физиологии и патологии размножения мелких животных
- Зоостанция
- Учебно-производственный животноводческий комплекс
- Учебно-производственный птичник
«Образовательный конвейер»
Система аграрного образования в США основана на концепции «образовательного конвейера», что означает поддержку непрерывности и преемственности — обучение в течение всей жизни, начиная со средней школы.
В сфере обеспечения качества образования существуют две базовые программы (в комплексе охватывают все образовательные ступени от начальной школы до магистратуры): SPECA (Secondary Education, Two-Year Postsecondary Education, and Agriculture in the K-12 Classroom Challenge Grants Program) и HEC (Higher Education Challenge).
SPECA направлена на повышение качества образования в средних школах и колледжах. Её конечная цель — увеличение числа и разнообразия учеников, которые будут продолжать обучение на ступенях среднего специального образования, переходящего в бакалавриат.
HEC (Higher Education Challenge) же укрепляет образовательный потенциал университетов. Эта программа преследует две ключевые цели — повышение качества обучения бакалавров, магистров и первых профессиональных степеней в области ветеринарии.
Помимо этих двух программ существует ещё много других, направленных, например, на поддержку института аграрного образования в школах, внедрение STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) на всех участках образовательного конвейера, поддержку инновационных исследований для малого бизнеса, развитие партнёрств между частными организациями и государственными научно-исследовательскими центрами. В 2019 году по программам таких партнерств (SBIR — Small Business Innovation Research и STTR — Small Business Technology Transfer) была оказана поддержка 106 проектам на общую сумму 24 млн долларов.
РГАЗУ
ФГБОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет»
РГАЗУ – один из ведущих аграрных вузов России.
Университет ведет подготовку специалистов на факультетах: агрономическом; зооинженерном; экономическом; механизации и технического сервиса, энергетики и охраны водных ресурсов; среднего профессионального образования и факультете дополнительного профессионального образования. В состав РГАЗУ входит институт коммерции, менеджмента и инновационных технологий. В настоящее время студенты обучаются по 23 образовательным программам высшего профессионального образования. Расположен на площади 56 гектаров — в центральной части городского округа Балашиха. Уникальное отличие университета — живописный парк с усадьбой «Пехра-Яковлевская», которые являются памятником архитектуры Федерального значения.
Для проведения практических и лабораторных занятий в университете имеется 97 лабораторий, оснащенных современным оборудованием.
На территории, занимаемой РГАЗУ, находятся 14 учебных корпусов, 3 студенческих общежития, спортивный зал, гостиница, библиотека, читальный зал, столовая, собственная типография.
В 2009 году сдан новый современный корпус на 17 тысяч квадратных метров, отвечающий всем требованиям мирового образовательного пространства.
К ведению образовательного процесса в университете привлечены высококвалифицированные преподаватели, из них доктора наук, профессора составляют 24,8%, кандидаты наук, доценты – 49,5%.
Российский государственный аграрный заочный университет, как специализированный вуз, успешно развивает систему заочного аграрного образования на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Мы гордимся тем, что РГАЗУ – пионер в области применения информационных технологий в аграрном образовании.
Система дистанционного обучения в университете развивается на платформе MOODLE, одной из самых популярных в мире. Эта платформа позволяет разместить структурированные учебно-методические материалы и эффективно организовать интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом. На платформе дистанционного обучения открыт доступ к учебно-методическим комплексам по всем специальностям университета.
Занятия в режиме видеоконференций: чтение лекций, проведение семинаров и консультаций ведущими профессорами и доцентами в режиме реального времени стали реальностью для студентов нашего университета, обучающихся в Туле, Смоленске, Калуге, Арзамасе, Владимире и других городах. Эта система гармонично интегрирована в систему традиционного заочного образования, без отрыва от основной деятельности, дополняя и развивая ее, обеспечивая новое качество заочного аграрного образования.
В РГАЗУ традиционно большое внимание уделяется подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре по 22 специальностям и докторантуре – по 8 специальностям, работают 5 докторских диссертационных советов. Как учебно-методический центр высшего заочного сельскохозяйственного образования, университет поддерживает деловые отношения со всеми сельскохозяйственными вузами России, стран СНГ, осуществляющими подготовку специалистов для сельского хозяйства
Университет сотрудничает с зарубежными университетами, осуществляется обмен опытом. За последнее время университет посетили делегации из Германии, Болгарии, Китая. Преподаватели университета принимали участие в международных конференциях и семинарах в Германии, Южной Корее, Швейцарии, Италии, Болгарии и других странах
Как учебно-методический центр высшего заочного сельскохозяйственного образования, университет поддерживает деловые отношения со всеми сельскохозяйственными вузами России, стран СНГ, осуществляющими подготовку специалистов для сельского хозяйства. Университет сотрудничает с зарубежными университетами, осуществляется обмен опытом. За последнее время университет посетили делегации из Германии, Болгарии, Китая. Преподаватели университета принимали участие в международных конференциях и семинарах в Германии, Южной Корее, Швейцарии, Италии, Болгарии и других странах.
В университете достаточно активно развивается социокультурная и спортивно-массовая работа. В свободное время студенты участвуют в различных культурных мероприятиях: вечерах поэзии, песни, студенческих дискотеках, посещают московские театры, музеи, выставки, функционируют творческие коллективы: театральная студия и КВН, студия вокального ансамбля, студия спортивных танцев. Созданы спортивные секции по волейболу, баскетболу, мини-футболу, теннису.
Условия поступления
Для поступления в аккредитованные государственные учебные заведения необходимо набрать достаточное количество баллов по ЕГЭ. Список вступительных экзаменов изменяется в зависимости от вуза и выбранной специальности, причем от абитуриентов может потребоваться знание как точных, так и гуманитарных наук. Однако чаще всего для зачисления придется сдать:
- русский язык;
- биологию;
- математику;
- географию;
- обществознание.
Детальную информацию о вступительных испытаниях можно узнать на официальных сайтах учебных заведений.
Проходные баллы в сельхозакадемии относительно невысоки и составляют от 43 до 63 в зависимости от вуза. В прошлом году лидером вступительной кампании в аграрные университеты страны стал Башкирский ГАУ. Средний балл ЕГЭ абитуриентов этого вуза, – 62,7. Второе место занял Российский ГАУ им. К. А. Тимирязева с показателем 59,7.
Низкие проходные баллы свидетельствуют о невысоком интересе абитуриентов к сельхозуниверситетам, но аграрные специальности постоянно востребованы на современном рынке труда.